Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

admin@psy-resultat.ruМир утратил ясность очертаний: кризис идентичности

Мымрин Александр Валерьевич,

генеральный директор

ООО «Школа современных психотехнологий»,

старший преподаватель кафедры психологии

ФГКВОУ ВПО «Военный университет» МО РФ

 

По материалам межрегиональной научно-практической конференции психологов силовых структур

"Психологические условия формирования идентичности военнослужащих"

(Москва, 22 ноября 2017 года)

 

    Аннотация. В статье раскрываетсяпсихологическое содержание категории идентичность. Описаны психологические признаки и свойства идентичности. Представлена авторская модель понимающего подхода к идентичности в психологии. Показаны механизмы и методы формирования идентичности. Раскрыто значение социализации, воспитания, идеологии и пропаганды в процессе формирования идентичности. Проанализированы внутренние и внешние психологические средства формирования идентичности. Дано позитивное определение идентичности.

Ключевыеслова:Идентичность. Субъект идентичности. Понимание. Объект идентичности. Время идентичности. Психологическая дистанция. Индивидуальная идентичность. Коллективная идентичность. Механизмы и методы формирования идентичности. Социализация. Воспитание. Идеология. Пропаганда. Внутренние и внешние средства идентичности.

***

   Для психологической науки утверждение примата условий среды обитания над приспособительными формами живых организмов аксиоматично.

Когда XIXвек уже предвещает рекордные по качеству и количеству изменения в сравнении предыдущих эпох новейшей истории, когда столь масштабны изменения масштабны как в природной (климатической) среде, так и во всём спектре социальных, экономических, политических, военных, гуманитарных и прочих отношений, это не могло не сказаться на ментальности современного человека. Его мир стал терять ясность привычных очертаний. Ментальные и физические границы мира пришли в движение, конечная цель которого человечеству не всегда понятна. Сознательное отражение этих изменений наталкивается на существенные трудности, психологическое содержание которых может быть описано понятием кризиса идентичности.

    Слово идентичность, появившееся в латинском языке (лат. identicus) и означавшее тождественность (одинаковость) с чем-то, сохранило свое значение в живом языке и в настоящее время: термин идентичный (тождественный), по существу означает совпадение чего-нибудь с чем-нибудь. Для психического отражения, буквально означающий совпадение внутренних, интериоризованных структур психики с объективно существующими в реальности объектами (явлениями).

В отдельных случаях, утрата тождественности (кризис идентичности) может привести к деструкции существования, как отдельной личности[3], так и больших групп людей, наций. [4]

    В психологической науке смысловое пространство понятия «идентичность» в разной степени и по разным основаниям соотносимо с широким кругом явлений. Так, к примеру, идентичность содержательно отражает концептуальные представления о единстве (идентичности строения) внутренней и внешней деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. [7] По своему результату, идентичность подобна категории А. Маслоу «самоактуализация», «самореализация», «Я-концепция» К. Роджерса. В процессуальном значении, идентичность совпадает с понятием «индивидуация» К. Юнга, «интуитивное постижение» В. Дильтея, «личностный рост» К. Роджерса. Как одно из средств сознания, идентичность соотносится с понятиями: «личностный конструкт» Дж. Келли; [5] «смысл» В. Франкла; [10] «базовых способностей» Н. Пезешкиана [8] и т.д.

    Таким образом, семантический объем понятия идентичность позволяет относить его к разряду интегративных характеристик субъекта, а саму идентичность использовать как единицу анализа психического.

   Для раскрытия психологического содержания идентичности, необходимо структурировать пространство его осуществления. (см. рис. 1.)

 

    Субъект идентичности. Понимание

    Действующее лицо (Sид), носитель или приобретатель качеств идентичности, по нашему мнению, присваивает свойства объекта тождества или его отдельных частей в критические моменты жизни, которые имеют для него особую интимно-личностную значимость. В специальном смысле, субъект идентичности – инстанция индивидуального, творческого, духовного труда, который охватывает критические моменты жизненного пути человека.

     Подобного рода ситуации всегда сопровождаются глубокими и интенсивными переживаниями, которые создают внутренние условия для интуитивного постижения своего объекта.[6]

    Понимание – процесс проникновения в смысл отражаемой реальности, его осознание и усвоение. Это понятие понимающей психологии, которое восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности путем понимания как основного метода наук о духе.

    Понимание объекта тождества через переживание позволяет усвоить новое содержание и включить его в систему устоявшихся идей и представлений. Именно это обстоятельство создает серьезные сложности при его опознании и вербализации.

    Субъект идентичности (Sид) – инстанция индивидуального внутреннего напряженного труда, который охватывает критические моменты жизненного пути человека, переживающего (понимающего) тождество с объектом или его отдельной частью, свойством.

    Требует специальной оговорки анализ соотношения понятий идентичности и идентификации. Большинство исследователей фиксируют их соотношение как процесса и результата, механизма и состояния, что в определенных случаях может быть оправданным. В предмете нашего анализа, идентичность – субъектная характеристика, предполагающая активную работу самого человека, тогда идентификация – процесс пассивный, в психоаналитическом смысле бессознательный и объектный.

 Объект идентичности.Время идентичности

     Объектом идентичности, потенциально может стать широкий спектр явлений реальности: планета, государство, этнос, конфессия, социальная роль, профессия, пол, другие люди или группа, историческое событие. В конечном итоге объектом может стать сам человек.

   В зависимости от выбора объекта идентичности имеет смысл говорить об этнической, конфессиональной, профессиональной, гендерной и собственно человеческой идентичности, которые составят основное содержание его Эго-идентичности.

    Первой исключительной особенностью объекта идентичности, по нашему мнению, является его историческая, культурная и социальная значимость, выраженная в достижениях. К примеру, победа в войне, экономические и научные достижения, профессиональный успех, предмет искусства, прорывная идея, историческая личность, изменившая мир и т.д.

    Результатом игнорирования этого могут служить примеры ошибочной стратегии утверждения национальной идентичности правящей «элиты» современной Украины. Отказ от победы Советского народа в т.ч. украинского в Великой Отечественной Войне, подмена подлинных героев, преступными личностями – Бандерой, Шухевичем иим подобных в УПА, (намеренно оставляем в стороне моральную оценку действий этих персонажей) – создают хаос в индивидуальном и коллективном самосознании народа, по существу отдаляя цель становления, пусть даже и «новой национальной идентичности». Проигравшие не могут быть объектом идентичности!

    Второй особенностью объекта идентичности является его способность представлять тождественность отражаемого содержания в формате трех времен: прошлого, настоящего и будущего. С миром прошлого объект идентичности связывают достижения предшествующих поколений, прошедшие проверку на подлинность временем, а следовательно, в логике развития настоящего, будут спроецированы в будущее.

    Третьей особенностью объекта идентичности, по нашему мнению, является его способность служить агентом индивидуального/онтогенетического и общественного/филогенетического развития. Через объект идентичности, субъект опознает собственную индивидуальную неповторимость в подлинном, коллективно заданном достижении.

    Через объект идентичности связываетсяличная и общественная история.

    Объект идентичностиид) – часть реальности, выбранная в качестве эталона тождества, связующая прошлое и будущее время в актуальном опознании субъектом собственной индивидуальной неповторимости в подлинном, общественно заданном достижении.

    Объект идентичности, обладающий выше описанными свойствами, непосредственно затрагивает чувственный, феноменальный опыт субъекта, устанавливает живую, реалистичную связь между прошлым и будущим, индивидуальным и общественным.

    Индивидуальное своеобразие формируется и осуществляется в коллективно-типичном, через выявление психологической дистанции.

    Психологическая дистанция, в нашем случае, характеризует чувственную близость субъекта идентичности к реальности, символически выраженной в объекте. [9]

    Психологическая дистанция – понятие, отражающее степень эмоциональной близости, интимно-личной значимости объекта идентичности.

    Индивидуальная и коллективная идентичность, имея целостную природу существования, специфичны по механизмам, методам и средствам осуществления.

     Механизмы и методы формирования идентичности

    Индивидуальная идентичность реализуется механизмом социализации, через включенность в систему социальных связей, освоения социальных ролей. Объем этих социальных связей, основатель эпигенетической теории личности Э. Эриксон, [11] называл радиусом социального взаимодействия. Роль общества, по его мнению, состоит в том, чтобы поддерживать и расширять социальные возможности человека, при этом сохраняя темп и заданную последовательность развития эпигенетически развертывающегося «плана личности».

    К слову сказать, адекватная «социальной ситуации развития» [1] поддержка развертывающегося «плана личности», по нашему мнению и составляет суть процесса воспитания.

    Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время – критический период. (табл. 1.)   

   Согласно Э. Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости, и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии, с акцентом на изменениях, происходящих в процессе жизненного развития человека.

     В теории Э. Эриксона особое значение имеет пятая стадия, при позитивном прохождении которой, формируется особое качество – верность. Верность – способность принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества, представляя собой место, где индивидуальная идентичность совпадает с идентичностью коллективной.

    По нашему мнению, механизмом актуализации коллективной идентичности, является идеология. Отвлекаясь от либеральной трактовки понятия «идеология», как механизма «несвободы», акцентируем внимание на коннотации термина, как системы идеальных ценностей, регулирующих поведение и деятельность людей.

    Соглашаясь с Э. Эриксоном, идеология – это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление, целью которого является «…создание образа мира, достаточно убедительного для поддержания коллективного и индивидуального чувства идентичности». [12]

    Адекватным предмету идеологии, методом формирования коллективной идентичности является пропаганда. Логический дискурс предмета нашего анализа, предполагает понимать пропаганду (лат. propaganda дословно — «подлежащая распространению (вера)», от лат. propago — «распространяю»), как открытое распространение объекта/ов идентичности с целью формирования психологической дистанции с субъектом идентичности.

     Средства идентичности

    По нашему мнению, средствами идентичности могут выступать предметные или функциональные орудия, необходимые для формирования и развития идентичности.

    По месту локализации они могут быть внешними и внутренними, по функциональной нагрузке, - ориентированные на достижения в прошлом и средства ориентированные на достижения в будущем. Как в первом, там и втором случае деление условно и зависит от предмета анализа.

     Внешние средства идентичности, как правило, представляют объекты, символическое содержание которых отражает историю и культуру достижений прошлого: язык, государственная и национальная символика, исторические и художественные памятники, обычаи и традиции, национальная одежда (военная форма одежды), могилы предков и т.д. [2]

    В этом ряду принципиальное место занимает национальный язык, в котором сохраняется, передается и воспроизводится народный опыт. Человек думает, говорит, общается и понимает себя в мире «на языке». Вне языка – национального, профессионального, гендерного и пр. – никакая идентичность недостижима.

    Как лексический, грамматический, синтаксический и стилистический строй языка отражает национальный код народа, его идентичность, так образное содержание государственного герба, флага, гимна содержит общественно значимую память, возведенную в ранг того, что свято для гражданина государства.

    Такую же функцию выполняют исторические и художественные памятники, в разной степени ограничивающие пространство идентичности конкретным достижением эпохи, – события, конкретные личности.

    К примеру, психологический смысл памятника с очевидностью обнаруживается в традиционных обрядах прощания на могиле ушедшего. Ушел человек, а чувства к нему ( любви, благодарности, признания и уважения...) надо сохранить: cохранить, значит создать место (форму), в котором чувство будет содержаться.      Цивилизационной формой существования чувства является символ, ритуал. По мысли М.К. Мамардашвили, человек начинается «с плача по умершему». Родовая память, родовая идентичность оживает у «могильного камня» в чувстве благодарности предку.

    Функционально, идентичную (символическую) нагрузку выполняют атрибуты национального костюма или военной формы одежды. Так военно-профессиональная идентичность кодируется в преемственности символических элементов формы: цвет обмундирования, классический набор элементов (головной убор, расположение погон, петлиц, внешняя амуниция и т.д.), знаки различия и воинских достижений, правила ношения и т.д.

    Описывая свойства объекта идентичности, мы говорили о проекции полезного опыта, стоящего за ним, в будущее. Средства реализации этой будущности опираются на внутренний ресурс самого человека или общности.

    Внутренним средством идентичности является проекция актуального состояния субъекта в достижения будущности. Таковыми могут выступать: направленность, личностный рост, индивидуация, самореализация, творчество, чувство юмора, верность и т.д.  Психологическое значение и смысл этих категорий в достаточной мере отражены в трудах соответствующих авторов и вынесены за рамки настоящей статьи.

    Все вышесказанное позволяет содержательно уточнить психологическую наполненность понятия идентичность.

    Идентичность в психологическом смысле интегративная характеристика субъекта, выраженная в способности сохранять и поддерживать устойчивость образа «Я», собственную целостность, неразрывность личной и коллективной истории, достигаемая интуитивным опознанием в себе собственных индивидуально-типических особенностей, черт и способов поведения, которые переживаются как свои и достоверные, через установление символическими средствами актуальной психологической дистанции между прошлым и будущим.

 

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  2. Данилов С.И. Идентичность личности и народная культура // Педагогика искусства. 2017. №1. С.32– 37
  3. Данилов С.И. Теоретическое обоснование подхода к формированию национальной идентичности как одной из важнейших основ духовного здоровья личности. // Инициативы XXI века – 2012. № 3., – C.130-134
  4. Данилов С.И. Феномен революционного психоза // Инициативы XXI века. 2014. № 3. C.91– 94
  5. Келли Дж. Теория личностных конструктов – СПб.: «Речь», 2000.
  6. Никифоров А.В. Субъектность интуиции в пространстве переживаний // Инициативы XXI века – № 4., 2014 – C.106-108
  7. Общая психология. В 7 т.: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / под ред. Б.С. Братуся. Т. 1 Введение в психологию / Е.Е. Соколова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 175-182
  8. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. — СП. Речь, 2001.
  9. Утлик Э.П. Психологическая подготовка и военная психология// Материалам научно-практической конференции психологов силовых структур /Военный университет МО РФ., М.: ВУ. 2017
  10. Франкл В. Человек в поисках смысла. Издат: Предание., 2015.
  11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.
  12. Эриксон Э. Детство и общество. – C–Пб.: Университетская книга. 1996. – С. 196


 

THE WORLD HAS LOST THE CLEARNESS OF OUTLINES:

THE CRISIS OF IDENTITY

 

Mimrin Alexander Valerievich,

CEO of "The school of modern psychotechnology", senior lecturer in the department of psychology at the Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation.

e-mail: Psyschool@inbox.ru

Abstract. The article reveals the psychological content of the category of identity. There are described the psychological characteristics and the properties of identity. There is presented the proprietary technology of an understanding approach to identity in the field of psychology. There are shown the mechanisms and methods of identity formation. There are revealed the importance of socialization, education, ideology and propaganda in the process of identity formation. There are analyzed the internal and external psychological means of identity formation. There is given a positive definition of identity.

Keywords: Identity. Subject identity. Understanding. Object of identity. Time identity. Psychological distance. Individual identity. Collective identity. Mechanisms and methods of identity formation. Socialization. Education. Ideology. Propaganda. Internal and external means of identity.

 

Наверх