Школа-студия
современной психологии

Школа-студия современной психологии

Психология на службе по призыву «необходимости»

и контракту «правды»

 

      В статье раскрывается психологическое содержание служебной деятельности, в ее эмоционально-волевых основаниях. Намечены и оформлены узловые моменты психологического анализа мотивации служебной деятельности. Обозначены проблемные области психологии служебной деятельности.

 

     Ключевые слова: психика; психология; деятельность; внутренний план сознания; психология служебной деятельности; мотивация профессии; квази-потребность;  аутотеллическое состояние; оптимум мотивации; «мышление эмоции»; креативное поле; руководство, управление; сила духа; страх; опыт совладания; законы психики, профессиональный стиль.

 

 Психология на службе по призыву «необходимости».

     Психология, с завидной очевидностью и постоянством, занимает все большие пространства  жизнеобитания человека. Человек и природа, спорт и культура, быт и духовность, закон и общество,  работа и служба - далеко не полный перечень событий пространственно-временного осуществления человека,  где его психология задает смысл и перспективу.

     Подбираясь к оценке места и роли психологической науки в пространстве служебной деятельности, хотелось бы найти те аргументы и слова описания, в которых она (психология) получит законное право жительства, вернее службы на этой территории.

Нужна ли психология служебной деятельности? Меняется ли сама психология находясь «на службе»?

     За последние 20 лет «силовой институт» нашего государства претерпел значительные изменения. Изменились условия жизни, а следовательно, изменилась форма и содержание этого труда. Цели и задачи, средства и временные параметры их решения, численный состав и структура корректируются, сообразуясь с требованием времени.

     Сегодня, являясь очевидцами, трагических событий на Украине, в странах ближневосточного региона и Сирии, становится ясной хрупкость мира и необходимость мощного отпора, растущим угрозам. К сожалению, детская игра «в войнушку» не заканчивается в подростковый период. Она успешно находит свое развитие в играх взрослых. Реальный мир до сих пор несет угрозы цивилизационного характера, а средства этих угроз становятся в разы технологичней и изощренней. Аргументом противоборства все чаще становится информация и психология, убойная сила которых, вряд ли уступит металлу.

  Психология служебной деятельности как предмет научного познания и практики становится «квази-потребностью» человека, который с ружьем и времени, которое неспокойно.

     Каковы точки ментального соприкосновения психологии и служебной деятельности? А.Н. Леонтьев определял деятельность, какформу активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания и преобразования объекта. [2, с.84]

   Выстраивая свою теорию деятельности А.Н. Леонтьев, допускал формирование внутреннего плана сознания в процессе интериоризации (перевода) изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. Сознание, шире вся психика, и есть деятельность внутреннего плана, по мнению классика. Далее, развивая теорию, вскрыл ее строение, основным элементом которой является мотив. Для чего нужна та или иная активность? Мотивация поведения и деятельности – ключевой момент психологии.

   Мотивационные конструкции лежат в основе личности и деятельности человека. Говорим о служебной деятельности, в этот же самый момент фиксируем ее (деятельности) образ в сознании военнослужащего, оценивая в первую очередь, мотивационную диспозицию и получая ответ на вопрос – почему?

   Для начала, психология ответит на вопрос о загадочности «русской души» и оценит наши возможности совладания с ней, в пространстве сложных условий действительности.

   Не обременяя читателя этническими и антропологическими изысками, все-таки нарисую портрет «нашего человека» в интересующем автора, контексте.  Кто он? Хотя и сказал классик, его (авт. русского.) «…умом не понять», мы, все-таки, совершим усилие над собой и, заливаясь краской от стыда, признаем в образе «Иванушки-дурачка», себя. Человек широкой души, добрый, отзывчивый, импульсивный и в чем-то наивный, но ленивый, часто хитрый, любитель дармовщинки или как говорят в народе «халявы». Вспомните: «скатерть-самобранка», «волшебная дудочка», «шапка-невидимка», «печка-передвижка» - средства труда этого персонажа. Умыкнуть, что плохо лежит или получить что-то, не прилагая усилий, т.е. даром. Попасть туда, куда не следует. Отмахнуться от ответственности, надеясь на «авось». Сначала отрезать, а потом измерить. Картина, до боли, известная каждому в персональном опыте, да к тому же, основательно зафиксированная в языке народного фольклора.

     Конечно, нарисованная мною картинка, с намеком на каждого из нас, радовать не может. Кто-то уже успел откреститься от этого. Кто-то посылает в мой адрес недовольные реплики, типа: «по себе людей не судят» и т.д. Предвидя эту ситуацию, с пониманием, скажу: «Да! Неприятно! Не хочется соглашаться с этим. Это не про меня». - Конечно не про меня! Поясню, нужна смелость, чтобы признать в себе и эти черты, а пока будем искать смягчающие формулировки.

     Одна из таких, на мой взгляд, очень логична. Надеюсь, она внесет осветляющие тона в созданный мною отечественный образ «Иванушки». Русский человек не может жить без бурных всплесков души, ему нужны яркие и глубокие переживания. Сила и широта охвата этих переживаний, от печали до радости, порой сосуществуют друг с другом одновременно. Наше богатство – это богатство переживаний. Стремление получить на «халяву», не ради корысти или обладания чем-то, а в удовольствие самого процесса. «Иванушка» получает чувственное вознаграждение от самого процесса «халявного» действия. Что-то вроде, национальной забавы. Русский человек – это человек переживания процесса. Американский психолог венгерского происхождения М. Чиксентмихайи [7. с.112], называет это состояние - аутотеллическим (греч. аuto - сам, telos - цель) самоцельным. Результат и есть сам процесс.

     Вытравить «чувствование авось» из народного сердца невозможно, разве лишь вместе с национальной идентичностью и самосознанием. Да и нет такой необходимости, тем более, что на противоположном полюсе этого переживания тоже наш человек, и он уже не «вор» и «халявщих», а «герой» и «гений»!

Психологическая мысль многих поколений ученых выработало для себя аксиому: чувства нужно выражать, а избавляться надо от глупостей!

Найти возможности и создать условия для эмоциональной подзарядки человека в сочетании с культурно-выработанными традициями их выражения станет первым шагом реального духовного и действенного обновления.

     Тезис – «информирован, значит вооружен» доказан многолетней практикой и очевидной результативностью. Природные законы человеческой психики должны работать на благо человека. Для этого их, как минимум, надо знать.

     Практика многих поколений профессионалов подтвердила эффект успешности и результативность любого дела, при соблюдении главного условия – человек не только средство труда, но и его цель.

     Психология необходима там, где есть человек и профессиональная ориентация на результат.

     В пространстве служебной деятельности - это императивные атрибуты, без которых разговор, а тем более результат, будут бессмысленны.

     Для начала, постараемся не торопясь, разобраться в вопросах сближения служебного и психологического интереса. Что сближает, а что отталкивает эти реальности?

     Служебная деятельность и психология человека подчинены закону оптимальности – «наивысший результат при наименьших затратах». При всей очевидности и аксиоматичности этого утверждения, нам все-таки, потребуются уточнения.

     Выведенный еще в прошлом веке, американцами: Робертом Йерксом и Джоном  Додсоном  закон «оптимума мотивации» [4, с.133], гласил, что при решении простых, стандартных задач необходима максимальная мотивационная затратность, а при решении сложных, нестандартных задач, как раз наоборот – минимальная.

     Такую зависимость, современная психологическая наука, объясняет тем обстоятельством, что высокие мотивационные затраты, провоцируют психический аппарат на использование шаблонных, уже имеющихся в опыте средств решения задачи. Трудные задачи, шаблонными средствами, по определению, не решить. И наоборот, при минимальной затратности, появляется возможность искать единственное, адекватное только этой задаче, средство решения.

     Сегодня, как в прочем и всегда, перед военнослужащими стоят задачи не из ряда простых, а соответственно и затратность, по крайней мере, душевных сил человека потребует корректировки мотивации и управления со стороны психологической службы. Данное обстоятельство, разумеется, не отменяет, а скорее усиливает  требования к военным специалистам и психологам, обеспечивающих ее сопровождение, детальному знанию предмета психологии служебной деятельности и виртуозному владению средствами ее осуществления.

     Все, что сегодня маркируют с приставочкой «НАНО» - это тонкости профессии. Деталь, мелочь – королева знания. Дело не в названии, а в знании тонкостей профессии. В народе шутят: «В России «нано» – это то, что сделано ключом меньше, чем на 24». Справедливо. Сила магии, не зависит от длины магического жезла. Все изобретения и находки подчинены силе духа.

     Найти и реализовать на практике нестандартные решения, новые подходы и технологии, сегодня невозможно без привлечения творческого потенциала человека. Обнаружить и запустить в работу креативный потенциал, создать условия, при которых он принесет ощутимые результаты, не просто. Вполне очевидно, что без детального знания психологии человека и особой чувствительности к тонким движениям его души решить эту задачу будет не под силу даже очень грамотному специалисту.

     Предельным воплощением этого обстоятельства в практику служебной деятельности является военное искусство, заключающееся по словам Б.М. Теплова отраслью: [6, с.103] «человеческой деятельности, где данные, из которых исходит планирующий и принимающий решения ум, были бы так сложны, многообразны и трудно обозримы, как данные об обстановке на войне».  Выдвижение поисковых версий, при дефиците наличной информации и времени. Психологический анализ обстановки «колоссальной сложности» [6], своих и чужих действий. Прогноз возможных последствий. Приемы и способы регуляции в сложных обстоятельствах ситуации – все это требует особых качеств от командира. Гений полководца, пишет Б.М. Теплов – «это всегда и гений целого, и гений деталей» [6]. Теплов Б.М предвосхищает существование особой способности в профессии военного – находить решение в тех ситуациях, в которых нет очевидного решения и единственной подсказкой может стать едва заметная деталь. Замечать и использовать детали, при удержании целого – наполняет эту способность заметным психологическим содержанием.

     Психологическая мысль, многих поколений ученых была обращена в сторону поиска творческого начала в человеке. За это время накоплен колоссальный опыт, который выразился как в теориях, так и технологиях генерирования новых идей. Так, теория «мотивационного поля» К. Левина [3, с 253.]  гласит: любое психическое событие возможно лишь в системе напряжений, где один полюс представлен потребностью человека, доведенной до состояния срочной необходимости удовлетворения (квази-потребности), а другой полюс – требовательным характером самих предметов, событий (валентностью – силой притяжения/отталкивания). Творение появится только в этом пространстве напряжений.

     Поясню это, на психологическом примере. В народе говорят, что побеждает тот, кто умеет терпеть. Справедливо! Не выдай своих намерений противнику, поспешными ответными действиями, заставь его тревожиться «неизвестностью». Не оправдывай его ожиданий - он сам выдаст себя и даст подсказку для дальнейших действий.

     Говоря о больших возможностях служебной деятельности при привлечении психологии, особо следует отметить, что положительный результат в каждом отдельном случае обеспечивают психологи, используя те или иные законы и технологии данной науки.

Где и как искать нестандартные идеи и технологии?

     В отечественной психологической науке есть люди, для которых это является предметом профессионального интереса. Д.Б. Богоявленская, автор теории «Креативного поля» [1,с.37], описывает ситуацию нахождения нестандартного решения, через подсказки, которые находятся за пределами решения задачи. Как поставить мат королю, при наличии только двух слонов на шахматной доске, которая к тому же имеет цилиндрическую форму? Не одно поколение курсантов-психологов пыталось решать эту задачку Богоявленской, но удалось это не всем.

Много полезного можно подчерпнуть из работы знатоков в интеллектуальном клубе «Что?» «Где?» «Когда?». Метод «мозгового штурма» в программе представлен ярко и обнаруживается не только опытным наблюдателем.

     При огромном интересе к этой области психологического знания, остается ряд трудностей в понимании механизмов этого действа и способов их практического исполнения в деятельности.  В первую очередь, хотелось бы акцентировать внимание на трудности доведения до конечного исполнителя уже созданной технологии. Технология, как известно, вещь упрямая. Делай, как написано: точно и последовательно - получишь искомый результат. Но, к сожалению, а может быть к счастью, с творчеством этот номер не проходит. Все по технологии, а результата нет, вернее того результата, который ожидался.

В чем фокус? Рискну высказать личную позицию. Технология важна, но с учетом одного обстоятельства. Стиль исполнения. Стиль исполнения, пусть даже дважды узаконенной технологии, определяет успех дела. Стиль – качество индивидуальное, неповторимое, уникальное и узнаваемое, если хотите авторское. Психологически, уникальность каждого человека, определяется тонкостью, неповторимостью, а порой и противоречивостью его переживаний.

При каком условии стиль появится? При глубокой и детальной эмоциональной проработке того материала, с которым человек имеет дело. Конечно здесь важны интеллектуальные данные, знания, мыслительные способности, но определяющим фактором все-таки будет эмоция.  Креативный продукт – это результат «мышления эмоции».

     Создавая условия для жизни эмоции, в заданной технологии, позволит пробудить творческий потенциал специалиста.

 

Психология на службе по контракту «правды».

     Другое обстоятельство психологического плана – кризисы в деятельности.

     Политический, экономический, военный кризис, который поражает все большие территории человеческого пространства, сопряженный с уплотнением времени своего развития и кульминации, свидетельствует о несовершенстве политического и социально-экономического устройства жизни людей.  Императивное требование жизни – пересмотр сложившихся отношений, очевидно.

     Возможно ли, решить эту проблему лишь экономическими средствами? Конечно нет.  Любой кризис – это системное образование, в котором нет несущественных элементов. Определяющим звеном в этой цепочке, по нашему мнению, является сам человек.  Кризис, изначально, возникает в «головах» людей, а лишь затем переносится в реальную экономику и политику. Условно, этот кризис можно назвать «кризисом доверия». Покупатель не доверяет продавцу, тот в свою очередь, производителю. Производитель  не доверяет банку, а последний, заемщику, государству. И так, по цепочке, круг замыкается. Если помнить, что за каждым банкиром, начальником, производителем, покупателем стоит вполне конкретный человек, то все упирается именно в него, человека, в его конкретное, персональное «недоверие».

     В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «недоверие» трактуется как «сомнение в правдивости». Устранить сомнения – значит показать подлинное содержание реальности, сформировать адекватную  картину мира и своего места в нем. Устранить сомнения в правдивости - значит вернуться к нормальному, в спокойном смысле, естественному развитию.  За психологической наукой здесь, пожалуй, первое слово.

     Одним из практических преломлений этого утверждения, является все возрастающий интерес к природе лжи, выдающей неукротимое стремление человека к правде и справедливости. Психика человека, по своей природе, обманна, условна. Именно это обстоятельство, накладывает на ее носителя, предельные требования истинности. «Наша сила в правде» – сегодня это откровенное и весомое высказывание «вежливых людей», при психологической интерпретации, формирует в умах значение верности самому себе, своему слову, убеждению, долгу, подпитывая главную силу - силу духа.

     Еще одна, по нашему мнению, проблемная область в становлении психологии служебной деятельности, порождена трудностями в становлении младшего и среднего управленческого звена. Сформированный западной цивилизацией образ руководителя и перенесенный искусственно в нашу среду, породил ошибочное представление о работе управленческого звена.

     Для начала, постараемся разобраться в специфичности категорий, которые предстоит подвергнуть психологическому анализу.

     Руководить – (происходит от существительного - рука и глагола - водить), быть главным в какой-либо совместной деятельности, направлять чью-либо деятельность. Руководить чем-то, значит достигать поставленных целей по изменению объекта воздействия, в интересах решения поставленных задач. Все, на первый взгляд, кажется правомочным и не требует дополнительных оговорок. Но описание ситуации будет не полным, если не учесть свойств самого объекта воздействия, его сопротивляемости. Любая субстанция, а тем более живая, формируется и развивается по своим, внутренним законам и правилам, подчиняясь собственной, естественной логике существования. История помнит примеры руководства по обращению рек вспять, вырубке виноградников, уничтожению вредителей и т.д. Природа не прощает таких воздействий-руководств. Данное утверждение, в полной мере, справедливо и применимо к человеческой природе. Сегодня, как никогда,  мы на себе переживаем опыты искусственного перенесения моделей социально-экономического, политического устройства с иной культурной среды в среду отечественную. Не учитывая собственный опыт, ментальность нашего человека, мы вносим опасные генетические изменения в свой национальный культурный код. Видимо, это обстоятельство сегодня является ключевым и не позволяет, в полной мере, решать поставленные задачи перед обществом. Как когда-то сказал Н.В. Гоголь: «…русского человека надо благодарить только за одни намерения», а намерения у нас всегда позитивные и планы грандиозные, но результаты, почему-то часто разочаровывают. От разочарований можно и нужно избавиться, если научиться грамотно управлять человеческой системой.

     Для этого, дадим краткий психологический анализ процессу управления.

     Управлять – значит, контролировать и определять ход или деятельность чего-либо, подчинять систему своему воздействию. Любая система подчинится, если это не противоречит ее бытию, еще и отблагодарит за это.

     Психологически, специфичным наполнением процесса управления, является воздействие на те свойства объекта, которые объективно определяются законами его существования. Проще говоря, воздействовать на то, что определяет цель и логику развития самого объекта, сообразуясь с законами его собственного существования.

     Становится очевидным, что эффективность преобразований в служебной деятельности, зависит от качественной психологической проработки «человеческого фактора» и прежде всего, его управленческого звена.

    На наш взгляд, ключевым моментом в этом вопросе, является способность управленца (командира) ответственно и продуктивно принимать решения, последовательно претворяя их в жизнь.

     Сам по себе, вопрос принятия решения, достоин отдельного психологического разбора и детального описания механизма осуществления, но в рамках данной статьи, мы лишь ограничимся фиксацией проблемных зон данного вопроса.

     Проблема решения, это всегда проблема выбора в равно привлекательных событиях. В своей максиме, это выбор в ситуации «50 х 50», который вряд ли, встречается в жизни в чистом виде. Но тем не менее, именно в этой ситуации оголяются и становятся рельефными основания для принятия решений.  В какую сторону склонятся весы предпочтения человека, принимающего решение? От чего зависит этот выбор? Каковы условия того или иного выбора? Бесконечный ряд вопросов, ждущих своего ответа, при этом не претендующих на истину в последней инстанции.

     Конечно же, классика выбора должна совершаться в пользу подлинной мотивации профессии, хранители которой и составляют «золотой фонд» культуры, науки, производства и обороны. Разумеется, знание и опыт существа дела в профессии, позволяет принимать верные и эффективные решения. Но сложность ситуации усиливается обстоятельствами быстрых изменений условий существования человека в профессии.  Смещаются, а иногда принципиально преобразовываются средовые, целевые и ценностные ориентиры. Мотивация профессии военного претерпевает колоссальные трансформации, опыта совладания с которыми у нас пока нет.

     Психологической науке известны законы и механизмы становления мотивации. Известны и причины тормозящие принятие решений, а вслед за ним, и всю цепочку неэффективного руководства.

     Современной психологии хорошо знакома ситуация мотивационного конфликта, на сцене которого и будет разыгрываться вся драма «непринятых решений». В научной терминологии этот спектакль называется защитным механизмом. Кто и от чего защищается? В контексте нашего разговора, человек будет защищаться от нежелания принимать решение, вернее невозможности сделать это.

  Проследим психологическую цепочку этого события. Конфликт выбора при принятии решения – это чувственное переживание несоответствия противоборствующих тенденций: формы и содержания, целей и средств, предмета и метода, проще, желаний и возможностей, полезности и выгоды. На психологическом языке – это всегда конфликт мотивов. О том, что есть конфликт, каждый из нас узнает по переживанию тревожности. Что-то не так?! Сложнее конфликт – выше тревожность, которая, в обязательном случае, будет расти и переродится в страх.

     Со времен классика психологии сознания В. Вундта [5, с.234], известно, что эмоции человека синтезируют психический акт, не дают рассыпаться тем представлениям, которые возникли в ходе интеллектуальной работы сознания, удерживают их в связанном состоянии друг с другом, обеспечивая целостное представление о себе и мире. Нарушение этой цельности, а равно недостаток информации, тут же сигнализируется психическим аппаратом в форме тревожности. Тревожность – это переживание неопределенности, по-другому, поспешное забегание вперед.  Именно тревожность, заставляет искать сознание, тот недостающий для целостности объект-представление. Этот объект, обязательно будет найден. Как правило, сюда попадут объекты близкие по пространству или времени для человека, а главное не понятные ему и поэтому устрашающие. Тревожность найдет себе этот объект, но не сможет объяснить его. Почему именно он?  В этот момент «непонимания» и рождается страх.  Страх – опредмеченная,  но не объясненная тревожность.

Именно от страха будет защищаться, человек в ситуации принятия решения. Вполне очевидно, что эти решения будут опираться не на здравый смысл и логику происходящего, а на аргументы типа: «Как бы чего не вышло?!»

     Справедливости ради, необходимо сказать, что проблема принятия решений и ответственности за них, не всегда может быть решена подобным образом. Есть масса других причин, а соответственно и способов их решения. Очевидно одно, что без фундаментального знания природы этого явления и законов его функционирования, трудно подступиться к решению этой проблемы.

    К счастью, психологическая наука накопила внушительный багаж знаний о том, как устроена и живет психическая реальность человека и какую специфическую работу она выполняет в жизни и службе каждого из нас?

     Психология на службе по призыву «необходимости» и контракту «правды»!

 

Литература:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М, «Академия», 2002.
  2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл., 2000.
  3. Левин Курт. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
  4. Общая психология. Тексты. В 3 тт. Под. ред. Петухов В.В., Дормашев Ю.Б., Капустин С.А. М., МПСИ, 2004.
  5. Петухов В.В., Дормашев Ю.Б. Капустин С.А., Общая психология. Тексты. т.1, кн 2 в 3х тт. Издательство: Когито-Центр, 2013 г.
  6. Теплов Б.М. Ум полководца. Проблемы индивидуальных различий. М., 1965 
  7. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания. М., «Смысл», 2011

Ссылка на источник

Наверх