Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

Искусство формирования образа психологии

   Профессиональная подготовка специалистов психологов разного уровня (бакалавров, специалистов и магистров),  далее специалистов в системе вузовского образования должна учитывать ряд специфических особенностей, предполагаемых логикой самой профессии. К числу таковых, в первую очередь необходимо отнести предельную субъективность профессионального предмета, бесконечное множество внешних и внутренних условий его существования.

  Психическая субстанция человека уникальна и неповторима, а вместе с этим уникален и способ её существования. Очевидно, что любое соприкосновение с ней: диагностика, формирование или коррекция - это «штучная» и «ювелирная» работа, требующая особых профессиональных качеств.

   Способность предельно внимательно и детально анализировать психологические явления, предметно и грамотно осуществлять их интерпретацию, ответственно и корректно формулировать выводы – необходимый, но далеко не полный перечень компетенций для специалистов данного профиля.

Опираясь на означенные выше профессиональные необходимости, возникает квази-потребность (термин гешт. К. Левин) в релевантных и обоснованных психолого-педагогических средствах их формирования и развития.

   Установившиеся формы обучения вузовской школы: лекции, практические и семинарские занятия доказали временем свою жизнеспособность и, вряд ли, будут вызывать сомнения в будущем, в отличии от их содержательной и методической начинки.

   В первую очередь, потребуется прояснить логику использования той или иной формы занятий.

   Психическое  формирование  человека, подчиняется законам, описанным в XX веке Л.С. Выготским [1], А.Н. Леонтьевым [3], С.Л. Рубинштейном их учениками и последователями. Главными научными постулатами являются: деятельностная природа высших психических функций, их знаковая опосредованность. Так, опираясь на теорию «поэтапного формирования умственных действий» П.Я. Гальперина [2] (см. рис. 1.) представителя деятельностного подхода в психологии, умственное действие строится в жесткой последовательности психических операций: ориентировка, исполнение, контроль. Логично предположить, что формы занятий должны повторить эту последовательность, следуя логике формирования умственных действий.

 Лекция, ориентирует обучаемого в пространстве психических явлений, позволяя определить место изучаемого явления в общей организации психики. Ориентировка, как психологическое понятие, требует пояснения и расшифровки своего операционально-технического оснащения.

   Словарь русского языка С.И. Ожегова [4] под ориентированием (от лат. oriens, orientis восток) предлагает понимать помощь в выборе направления, разобраться в чем-н.  Гальперин П.Я., соглашается с подобной трактовкой, психологически уточняет содержание ориентировки, как процесса формирования образа наличной ситуации. Образ, в свою очередь, как устоявшаяся психологическая категория, представляет собой чувственную форму отражения реальности, имеющий пространственную локализацию и временную последовательность.  Детальное описание психического явления в своих пространственно-временных характеристиках (структурных и/или функциональных) является главной целью ориентировки – лекционного занятия, а его результатом - понимание предмета изучения.

   Перевод созданного образа психической реальности в сознательное поле осуществляется с помощью ассоциативного механизма, путем практического действия.

   Практическое занятие соответствует исполнительной части формирования умственного действия, в момент которого происходит интериоризация внешне-практического действия во внутренний (собственно психический) план. Детальная (по операциям) практическая проработка образа наличной ситуации позволит перевести эти, суть внешне-практические действия, в действия умственные, психические. Надо заметить, что критически важным обстоятельством в этом действии является точная и предельная детальность  выполняемых операций. Чем выше дифференцированность операций, тем качественней результат формирования умственного действия.

   Замыкает «психический оборот», термин введенный Н.Я. Гротом, контрольная часть действия, что соответствует, по основной функции, семинарской форме занятия.

   Для прояснения контрольной части действия, нам необходимо внимательно проанализировать существо понятия «контроль» и довести его содержание до психологического понятия.

   Контроль (от лат. contra - против и фр. от role - свиток, список) - наблюдении за объектом с целью определения соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию. Соответствие двух списков, в нашем случае, двух образов, опытов. Сравнение образа сформированного с образом реальным, правильным, полезным, который нужен для профессии, жизни, безопасности и т.д. По мнению П.Я. Гальперина это соотнесение, обеспечивается вниманием. Качественно проконтролировать, означает обратить на него внимание. Семинар – работа на внимание, со всеми вытекающими методическими приемами.

   Резюмируя все вышесказанное, констатируем последовательность форм занятий по конкретной теме следующим образом: 1. лекция (ориентировка), 2. практическое занятие (исполнение), 3. семинар (контроль).

   Эта последовательность действий, будет оправданной и при выборе конкретных методов внутри самого занятия. Условно эти методы можно разделить на три вида: методы ориентировки в теме; исполнительные методы; контрольные методы. Примерные методы см. табл. 1

Табл. 1.  Прим. методы формирования умственных действий

Методы

Ориентировки

Исполнительные

Контроля

естественно-языковое описание

поиск

моделирование

схематизация

проба

вербализация

иллюстрация

упражнение

оценка

демонстрация

тренировка

решение

   Вполне очевидно, что всю палитру методов невозможно уложить в данную классификацию, да и нет в этом необходимости. Примерная схема методов лишь задает ориентиры в принципах построения логики занятий.

  Вторая, из обозначенных выше необходимостей при формировании профессиональных компетенций психолога – многообразие форм и условий существования психики, задает дополнительные требования к способам ее изучения, практическим приемам и техникам их исполнения.

   По нашему мнению, наиболее подходящим образовательным средством, реализующим эту профессиональную необходимость, могут выполнить практические задачи, сформулированные  в форме действий в предложенных обстоятельствах. Условно маркируем их, как «Задачи обстоятельств».

   Действия в «предложенных обстоятельствах», «если бы», находка, заложившая фундамент одной из выдающихся педагогических школ в мировой театральной системе - школы К.С. Станиславского, может оказаться весьма полезной и в педагогической практике подготовки психологов.

    Мастер утверждал, чтобы искусство драматического образа было правдиво, оно должно подчиняться в условных обстоятельствах сцены объективным законам жизни [6].  В справедливости этого утверждения мастера, трудно усомниться и при подготовке специалистов, чьи профессиональные обязанности соприкасаются с человеческой душой. Как на сцене у Станиславского, воссоздается кусочек подлинной жизни, так и на занятиях по психологическим дисциплинам должны условно воспроизводиться реальные и правдивые обстоятельства жизнедеятельности человека, подчиняющиеся «законам естества» того пространства и времени, в котором он находится.

   В качестве примера, приведем одну из таких задач обстоятельств.

Задача обстоятельств №№. Пример: Военнослужащий «N», третьего месяца службы в части ВДВ, находясь на полевом выходе по выполнению упражнений прыжка с парашютом в зимних условиях, получил известие по SMS-сообщению от своей  девушки, в котором она извещает его о том, что выходит замуж. В сообщении она просит у него извинения и сообщает о желании сохранить с ним дружбу.  Рядовой N, реагирует на данное сообщение .......................................

Требование: опишите возможную последовательность действий если бы Вы оказались в данной ситуации.

   При составлении «психологического сценария» возможных собственных действий обучаемого, в предлагаемых обстоятельства учебно-боевой деятельности, актуализируется внутренняя перестройка обучаемого, которая способствует  - тому «сдвигу», в котором становится возможным проникновение, а далее и овладение психическим событием.

   Представить себя в данных, предлагаемых обстоятельствах поможет известный прием К.С. Станиславского - «если бы». С помощью «если бы» лишь вносится предложение: что было бы, если бы я оказался в тех или иных обстоятельствах? Оно же возбудит потребность действовать.

   Следствием верно найденных продуктивных, целесообразных действий будут верные чувствования, в которых и раскрывается существо постигаемого предмета.    Феноменальный, чувственный опыт позволит правильно дать ему оценку, а главное найти адекватный подход к его определению и дальнейшей работе с ним.

   Модель психологических трансформаций обстоятельств в образ действий схематично представлена на рис. 2.

 Познание явления

Переживание явления

Воплощение явления 

Воздействие на явление

рис. 2. Психологическая трансформация обстоятельств в образ действий

   Кратко дадим характеристику этапам этой трансформации.

  Познание явления – предполагает овладение набором родовых, в большинстве случаев, стереотипных признаков исследуемого явления. В случае,  указанном в примере  - овладение ролью (очевидным и стереотипным набором действий), клише главного персонажа.  Как результат освоения – понимание явления.

 Переживание явления - предполагает особую форму анализа явления, при которой  выделяются качественно разные аспекты привычного действия или предметного представления, что достоверно близко соответствует понятию дивергенции в трудах Дж. Гилфорда [5], а механизмом реализации которого, является переживание.

 Воплощение явления – предполагает его существование в конкретных,  жизненных обстоятельствах: пространства, времени, условий, участников и т.д., что наиболее полно охватывается психологическим понятием - «гештальта», где фигурой выступает само явление, а фоном его контекстуальное оформление.  Важно! Критичным условием, в этих обстоятельствах, является примат контекста и его определяющий статус.

 Воздействие на явление  -  означает быть, существовать в заданных обстоятельствах. Действовать в соответствии с логикой самих обстоятельств, которые задают систему необходимостей, пространство которой и называется жизнью.

   Поводя итог сказанному, оправданным завершением будет перефразирование слов К.С. Станиславского, применительно к предмету статьи «… чтобы искусство образа психологии было правдиво, оно должно подчиняться в условных обстоятельствах учёбы, объективным законам жизни».

 

Литература:

1.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина С. 406
2.Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: «Книжный дом «Университет», 1999.
3.Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I — М.: Педагогика, 1983.— 392 с.
4.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 80 000 слов и фразеологических выражений/С.И. Ожегов/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 5-е изд., доп. М.: Азбуковник, 2003. С. 459
5.Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. /Отв. ред. В.В. Петухов — М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004.
6.Станиславский, К. С. Работа актера над собой. Книга вторая. Работа над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика : Прайм-ЕВРОЗНАК; СПб; 2009
 
Современные технологии реализации подготовки психологов:
бакалавров, специалистов и магистров в российских вузах [Электронный ресурс]:
Учеб.пособие / Н.А. Давыдов [и др.];
[Редкол.: Караяни А.Г., Поляков С.П., Гожиков В.Я.];
Воен. ун-т. – М.: ВУ, 2015.  
Наверх