Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

 

Психологические основания профессионального самоопределения субъекта деятельности

 

 

 

Мымрин Александр Валерьевич

   практикующий психолог, психотерапевт, генеральный директор

ООО «Школы современных психотехнологий»

 

 

Мудрецова Алена Александровна

практикующий психолог, специалист

ООО «Школы современных психотехнологий»

 

   

 

   

   Аннотация.Статья посвящена психологическому анализу профессионального самоопределения субъекта деятельности. Разработана модель профессионального самоопределения человека. Содержательно раскрыты этапы, целевые установки, психологические механизмы и средства профессионального самоопределения. Даны позитивные определения ориентиров. Показаны психологические условия становления и развития профессионального самоопределения.

 

   Ключевые слова. Профессиональное самоопределение. Предмет труда. Субъект труда. Переживание предмета труда. Осознание предмета труда. Ориентировка в предмете труда. Выбор предмета труда. Принятие предмета труда. Механизмы профессионального самоопределения.

 

 

 

 

PSYCHOLOGICAL BASE FOR

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

OF THE ACTIVE SUBJECTS

 

Mymrin Alexander Valerievich

practicing psychologist, psychotherapist, general director

«Schools of modern psychotechnology» LLC

 

Mudretsova Alena Aleksandrovna

practicing psychologist, specialist

«Schools of modern psychotechnology» LLC

 

Annotation. The article focuses on the psychological analysis of the professional self-determination of the active subject. A model of professional self-determination of a person is developed. The stages, goals, psychological mechanisms and means of professional self-determination are described in detail. The positive definitions of guidelines are given. The psychological conditions of the formation and

 development of professional self-determination are shown.

 

 Keywords. Professional self-determination. Object of labor. Subject of labor.

Experiencing the object of labor. Awareness of the object of labor. Orientation in the object of labor. The choice of the object of labor. Acceptance of the object of labor. Mechanisms for professional self-determination.

 

   Профессиональное самоопределение – это процесс и результат деятельного отношения к ситуации выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в профессии в конкретных обстоятельствах жизни.

   Как психологическое новообразование, профессиональное самоопределение начинает формироваться еще в дошкольном возрасте при освоении сюжетно-ролевых игр ребенком и корректируется в течении учебной и трудовой деятельности всю жизнь.

   Есть основания полагать, что профессиональное самоопределение организует узловой вектор всего жизненного сценария человека, его стиль и индивидуальность, человеческий потенциал и культурный облик в итоге.

   Жизненная востребованность самоопределения человека в профессии диктует необходимость разработки дополнительных научных и прикладных средств для удовлетворения этой потребности.

   Психологическими средствами, по нашему мнению, могут выступать опорные основания для ориентировки в структуре, функциях, этапах и механизмах реализациипрофессионального самоопределения субъекта деятельности. См. табл. Психологические основания анализа и оценки профессионального самоопределения субъекта деятельности.

   Заявленная нами модель, как ориентировочная карта в разработке средств профессионального самоопределения, в качестве служебных категорий опирается на понятия предмета труда и психологический статус субъекта, задающими ее содержательные координаты.

 

   Предмет труда — служебная категория, означающая совокупность сознательных/бессознательных представлений субъекта о профессии в её существенных сторонах и признаках, служащих опознанию.

   Психологический статус субъекта – психологический возраст субъекта, выражающий содержание, качество и степень овладения средствами отражения объективной реальности.

   В качестве вспомогательных (прикладных) координат, задающих целевые, контрольные, психотехнические средства выступают категории объекта воздействия, механизма реализации и регистра сознания.

   Объект воздействия – психическое явление, с которым осуществляется работа.

   Механизм реализации – механизм психики, определяющий строение, функцию, алгоритм осуществления.

   Регистр сознания – термин, введенный Ф. Василюком, характеризующий совокупную (интегральную) активность состояний субъекта и объекта познания, каждый из которых может находится как в активном (+), так и пассивном (–) состояниях. [3 С. 9–36]

Заданная система психологических координат позволяет анализировать и оценивать работу субъекта с предметом труда на всех этапах егопрофессионального самоопределения.

 

Этап 1. Переживание предмета труда

   Переживание предмета труда – динамическоечувственноесостояние субъекта, выражающее знак и силу субъективной значимости представления о предмете труда.

   Целевая установка на этапе переживания субъектом предмета труда состоит в определении знака и силы персональной значимости его представлений об этом предмете. Значимость/ценность для субъекта того или иного представления о предмете труда определяется его эмоциональным отношением к отдельному признаку или группе признаков предмета труда, подчиняясь функциональному механизму эмоциональной оценки, описанному А.Н. Леонтьевым. [13 С. 28] Качественное психологическое наполнение этого процесса реализуется в механизме узнавания переживанием своего предмета, а его величина определяется степенью поведенческой и телесной выраженности в соответствии с закономерностью отраженной в периферической теории эмоций У. Джеймса и К. Ланге.

   По отношению к сознанию, на этом этапе, переживание предмета труда остается за рамками его рационального оформления, а сам субъект находится в страдательном (подчиненном) залоге переживания. (–S « O+)

   В зависимости от качественных характеристик развития эмоциональной сферы субъекта, формы переживаний предмета труда могут быть разделены на три группы: аффекты, эмоции, чувства. [13 С. 35-39]

   Аффект, как врожденная, натуральная (не обеспеченная средствами) реакция, реализует природный/инстинктивный механизм, для запуска которого необходим сигнал о витальной значимости: страх, голод, тревога и т.д. Тогда, ситуативное представление о предмете труда, в наибольшей мере отвечающий витальному переживанию определит его выбор.

   Эмоции, как приобретенные (наученные) реакции, реализуют социальный/ролевой механизм, для запуска которого необходимы знаковые средства. Запреты, нормы, правила, ролевые установки как знаковые средства, опытно усвоенные субъектом, опознаются в переживании предмета труда или его отдельных признаков, определяя соответствующий выбор.

   Чувства, как созданные самим субъектом, приспособления для реагирования реализуют индивидуально-своеобразный культурный механизм для запуска которого необходимы средства особого рода – символы. В качестве символических средств овладения предметом труда, могут выступать продукты художественного творчества, обычаи, традиции, ритуалы смысловое пространство которых поглощает человеческую деятельность.

   Психотехническое исполнение целевой установки данного этапа состоит в адекватном (форме переживания субъекта) подборе содержательных признаков предмета труда, формы предъявления и регистрации эмоциональных реакций.

 

Этап 2. Осознание предмета труда

   Осознание предмета труда – состояние представленности субъекту в данный момент времени того или иного динамического соотношения логических и чувственных знаний о предмете труда.

   Содержание динамического соотношения логических и чувственных знаний, по утверждению Б.Г. Ананьева, оформляется в составе эффекта предметных действий, значение которых, как правило, скрыто за переживанием, неразличимо с ним. [1]  Аналогичную мысль, выражает другой исследователь – Л. Веккер, объясняя это слиянием продуктов когнитивной и эмоциональной работы психики. [5]

   В нашем случае, предмет труда появился в сознании, но как отвлеченное от своего предмета переживание (+S « O –).Субъект труда, в этом случае, не в состоянии отдавать себе полный и рациональный отчет в его содержании.

   Кроме того, не все содержание, что в данный момент входит в сознательный образ предмета труда, одинаково осознанно.

   С опорой на известную модель образа сознания Ф. Е. Василюка, в которой «чувственная ткань» охватывает «слово» и его «значение» сам «предмет» и его «смысл» в единое семиотическое пространство сознания (семиотический тетраэдр) можно обнаружить существование дополнительных возможностей для идентификации и усиления этих представлений. [4 С. 5-19] В актуальную единицу времени, каждый элемент «образа предмета труда» несет самостоятельную сознательную нагрузку, а следовательно, предъявляет дополнительные требования к психологическим средствам проработки и спецификации условий для их опознания субъектом.

   Совершенно очевидно, что на этапе осознания предмета труда принципиальная нагрузка ложится на работу внимания.

   Психологические механизмы внимания обеспечивают полноценное вхождение в поток сознания (терм. У. Джеймса) предметных, четко дифференцированных признаков предмета труда, при соблюдении двух групп условий:

Внутренние условия

   Внутренние условия деятельности составляют психическую активность субъекта по удержанию содержаний сознания. Работа по удержанию в сознании доступных признаков предмета труда, прежде всего, означает активацию работы внимания, как временного единства сознания в параметрах распределения и концентрации, четкого разграничение центра и периферии сознания.

   Специфичность работы внимания, в этих условиях, задается психологическим статусом субъекта труда, способом и формой отражения признаков предмета труда в сознании.

   Так субъект природы (Sп/ребенок) в своем арсенале психологических средств опирается на непроизвольное внимание (НВ) с установкой к фантазированию (воображение) при опоре на наглядно-действенный, акцентированный образ признаков предмета труда. Внимание ребенка, по утверждению классика психологии сознания У. Джеймса, обеспечивается восприятием, перцепцией (перцептивное внимание), что научно охватывается категорией непроизвольного внимания. [8 С. 232-258]

   Субъект социума (Sс/взрослый), напротив, уже имеет социальные средства управления вниманием (произвольное внимание), которые обеспечиваются работой мышления, отражающего связи и отношения между признаками предмета труда. По образному выражению Джеймса, такая работа, формирует «проницательность», как мыслительное внимание. Субъект в этом случае, опирается на знаковые формы отражения предмета труда, дополняя наличную категориальную сетку значений в сознании и слов их называющих.

   Особый интерес на этом этапе, представляет психологический статус субъекта культуры (Sк/родитель), и его обращение с вниманием. Красивая фраза классика психологии сознания У. Джеймса: «мудрость — искусство знать, на что не надо обращать внимание» – отражает специфичность работы этого субъекта.

    Близким по содержанию, при научном психологическом осмыслении, является понятие «послепроизвольного внимания». Психологический смысл послепроизвольного внимания состоит в свободном от усилий, но естественном, натуральном напряжении по удержанию сознанием главного, но нетипичного признака предмета труда, задающего перспективу дальнейших действий, при одновременном отвлечении от очевидных, но ненужных для данной ситуации признаков. В языке это состояние маркируется интуицией, эмоциональным мышлением.

    Психологическим орудием, задающим данный вектор работы внимания, являются средства полисемантического содержания – символы.

   Психотехническое содержание внутренних условий, обеспечивающих по словам Л.С. Выготского «контакт с самим собой», [6] по преимуществу, состоят в приемах активизации внимания, проективных методах опознания признаков предмета труда.

Внешние условия

   Внешние условия задаются соблюдением фигура-фоновых правил при формировании стимулов: сходства; близости; вхождения без остатка; замкнутого контура; хорошей линии; замкнутости; установки; прошлого опыта; хорошей фигуры; фигуры и фона; изоморфизма. [17]

   Особая группа внешних условий формируется в соответствии с законами апперцепции, как вхождения следов прошлого опыта в поле сознания.

   Кроме этого, группу внешних условий могут усилить: укрупнение и сгущение единиц поля восприятия, полифония стимулов, совмещенных с диалогической установкой.

   Психотехническое оснащение этой группы условий состоит в адекватном статусу субъекта, подборе содержательных признаков предмета труда, формы предъявления и фиксации эмоциональных реакций на них.

 

Этап 3. Ориентировка в предмете труда

   Ориентировка в предмете труда – состояние субъекта, как носителя наличного образа предмета труда, в связях и отношениях с контекстом условий его существования (понимание) и внутренней схемы (плана) предстоящих действий.

    С этапа ориентировки в предмете труда, собственно, и начинается становление профессионального сознания, как рефлексии человеком действительности, самого себя и собственной деятельности (+S « O+).

   Ориентировочная основа предстоящего действия, в концепции П.Я. Гальперина, представляется критической точкой, определяющей качество умственного действия – понимание. [7]

   Не случайно, целевой установкой этого этапа по овладению предметом труда является понимание, как результат ориентировки субъекта в существенных признаках предмета труда (объект ориентировки).

   По утверждению Л.С. Выготского, сознание не дается изначально, не порождается природой, оно продукт деятельности общества, которое его производит. Психологическими средствами этого производства выступают формы культурно-исторического опыта людей, которые служат целям ориентировки. [6]

   Сориентироваться, означает найти свое место (структурное, функциональное и т.д.) в потоке сознания относительно других идеальных форм – образцов, которые в нашем контексте и называют ориентирами. Ориентиры, как идеальные формы: язык, принципы и правила, обобщенные схемы, модели, созданные и сохраненные культурой в качестве средств передачи опыта.

   Ориентиры социальны по происхождению и надындивидуальны по форме существования, специфичны по характеру применения, вариативны по степени осознанности и условий их освоения. [18]

   Объектами для ориентировки в предмете труда, по нашему мнению, могут выступать представления: орудий труда; трудовых действий; условий труда.

Орудия труда

   Орудия труда – служебное понятия, включающее в себя предметные представления внешненаблюдаемых атрибутов профессионального труда (рабочая форма, рабочий инструмент, продукт труда, технический механизм и т.д.).

   Ассоциативные связи при ориентации в орудиях труда преимущественно формируются по сходству, контрасту, смежности в пространстве или во времени.

   Как объекты ориентировки, эти представления (орудия труда), по нашему мнению, преимущественно задействуют бытийный слой сознания, его биодинамическую и чувственную ткани.

   Биодинамическая ткань, как наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения, выстраивает основу для будущих действий. Чувственная ткань образа, как обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движение, цвет, форма и т. д.) из которых строится образ, придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. А.Н. Леонтьев пишет: «…благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности». [12 С. 134]

Особо подчеркнем, чувственная ткань образа предмета труда в сознании субъективно выражается в безотчетном переживании человеком «чувства реальности».

Трудовые действия

   По мере построения обеих тканей все более сложной становится внутренняя форма бытийного слоя сознания атрибутов профессионального труда, которые впоследствии заполнятся когнитивными, эмоционально-оценочными и смысловыми образованиями.

   Трудовые действия – служебное понятия, включающее в себя идеальные динамические сцены (функции, обязанности, последовательность, практические шаги, алгоритмы и пр.)

   Ассоциативная цепочка при ориентации в трудовых действиях по преимуществу, опирается на причинно-следственную связь, при сохранности ранее освоенных типов: сходства, смежности, контраста.

   Подлинная целесообразность и произвольность движений и действий возможна тогда, когда знак (слово, цифра, схема и т.д.) входит во внутреннюю форму живого движения, обеспечивая связь бытийного и рефлексивного слоев сознания. По утверждению В.П. Зинченко, рефлексивный слой сознания – слой событийный (событие для меня – ред. авт.). [10 С.27]

   Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие, сохраняя возможность актуализировать их в сознании, без относительно к внешне наблюдаемым обстоятельствам, порождая смысловые образования в нужное время.

   Дискурсивный конструкт знака в этих условиях, содержит повышенное требование к строгости его использования. Неполный, неточный или ошибочный знак направляет активность субъекта по ложному пути, вплоть до полной дезорганизации его действий.

   Качество образований, в форме значений и смыслов, субъектом переживаются соответствующим эмоциональным знаком. Знак переживания регулирует поток входящих в сознание значений и смыслов, верифицируя их соответствие предмету труда, а в некоторых случаях и условиям осуществления.

Условия труда

   Условия труда – категория, выражающая отношение предмета труда к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может.

   Фоновые характеристики предмета труда, при определенных жизненных обстоятельствах субъекта, могут занимать принципиально иное место, затрагивая духовный слой сознания. Ассоциативные цепочки, в этом случае, организуются вокруг условий существования предмета труда. Сам предмет труда, выступает как нечто обусловленное, а его условия, как относительно внешние предмету, все многообразие окружающего мира или профессии (гешт. фон, контекст и пр. против фигуры).

   В этом случае, особенности ориентации в условиях труда, будут задаваться не типом ассоциаций, а выбором ассоциируемого признака, с которого начинается мыследействие.

    Таким образом, орудия, действия и условия труда могут выступать в качестве объектов для ориентировки, локализация которых в психическом пространстве субъекта на конкретном временном отрезке (терм. хронотоп – Ф.Е. Василюк), позволит охватить предмет/признак труда мышлением, запуская ассоциативную (связывающую) цепочку представлений на основе которой создается образ наличной ситуации и внутренняя схема предстоящих действий. Сформированный образ предметов труда, закономерно поставит перед субъектом проблему осознанного выбора.

 

Этап 4. Выбор предмета труда

   Выбор предмета труда – состояние завершенной определенности субъекта в целях, средствах и условиях предмета труда в ситуации множества альтернатив.

   Профессиональное самоопределение субъекта в предмете труда содержательно раскрывается в ситуации выбора субъектом единственного варианта из множества альтернативных предметов труда, каждый из которых потенциально обладает разной степенью и знаком валентности (валентность – терм. К. Левин), притягательной/отталкивающей силы, а сам процесс выбора как постановка задачи для решения.

   Очевидно, в таких условиях, психологическую значимость составляют субъективные, индивидуально-специфичные образования, с помощью и на основании которых субъект осуществляется этот выбор.

   Таковыми образованиями, в первую очередь выступают защитные механизмы, функциональное значение которых состоит в устранении переживания в необходимости выбора конфликтующих сторон предметов труда.

   Так, по утверждению автора когнитивной теории личностных конструктов Дж. Келли, человек выстраивает свою систему отношений с миром на основе бессознательных шаблонов/конструктов, которые представляют собой дихотомичные образования (репертуарные решетки) в рамках которых происходит толкование субъектом окружающих событий в своем диапазоне применимости, с последующим бессознательным выводом/решением. [11 С. 125-126]

   Такой вариант выбора, в наибольшей мере является основанием для «принятия решения» субъектом природы (Sп/ребенок).

   Психотехническое исполнение диагностических процедур, в этом случае, может быть реализовано тестом репертуарных решеток, а задачи развития средствами усложнения «когнитивной карты» субъекта.

   Работа субъекта социума (Sс/взрослый) при выборе предмета труда, в больше мере опирается на социально закрепленные и усвоенные методы решения задач.

   Решение интеллектуальной задачи, как перехода от условий (валентность) к требованиям (сам выбор) подчиняется логике, описанной У. Джеймсом, где выбор релевантного метода определяет ее успешность. [9 С. 320]

   Описанный У. Джеймсом алгоритм позволяет успешно решать задачи репродуктивного (известного) типа, где защитные механизмы выполняют позитивную работу, то решение задач продуктивного (творческого) типа возможно лишь в случае отказа от жесткого конструкта и преобразования предмета труда до форм свободных от этих механизмов.

   Подобные преобразования, предложены К. Дункером и подробно разобраны в нашей статье, посвященной психологии решимости. [14 С.51–53]

   Диагностическим средством в решении задач выбора предмета труда может служить «кубическая модель интеллекта» Дж. Гилфорда, описывающая базовые компоненты психической работы (действия) с условиями задачи (материал) по достижению результата (форма результата).

   Высокочастотные признаки (типовые), позволят найти скрытые резервы оптимизации условий труда и прикладные средства их осуществления. Низкочастотные признаки (дивергентные/конвергентные), раскроют возможности создания новых условий для развития или порождения нового предмета труда. [2]

   Особенностью работы с предметом труда субъекта культуры (Sк/родитель), по нашему мнению, состоит в выборе подлинного предмета труда, в котором заданы границы и формы деятельности, ориентированные на достижение и сохранение истинных, заданных природой профессии, целей.

  Существенно, что профессиональный выбор в этом случае, совпадает с выбором личностным, а задача интеллектуальная трансформируется в задачу нравственную. [15 С. 21-27]

 

Этап 5. Принятие предмета труда

   Принятие предмета труда, находит свое выражение в способности эмоционально принимать последствия осуществленного выбора.

   Принятие предмета труда – состояние непротиворечивой согласованности личных устремлений субъекта с предметом труда, выраженное в непосредственном, реалистичном и ответственном взаимодействии с ним.

   Объективная сохранность негативных следствий осуществленного выбора, преодолевается смыслообразующей работой переживания. Классик деятельностного подхода в психологии А.Н. Леонтьев, для некоторых случаев, определяет эмоцию, как задачу на смысл. [13] В случае решения такой задачи, переживание снимает для субъекта существующие противоречия (–S « O), выдвигая на первый план смыслообразующий мотив.

   Смыслообразующим звеном на этапе принятия предмета труда субъектом (в случае субъекта социума и культуры) является переживание полноты всей ответственности за сделанный выбор. Психологический критерий, в этом случае, отчасти может совпадать с интернальным локусом контроля Дж. Роттера, подтверждающим авторство субъекта принятого выбора. [14 С.54]

   Психологическими орудиями эмоционального принятия могут выступать соответствующие средства наличного опыта субъекта, который условно разделен нами на три типа: мистический, творческий, нравственный.

   Мистический (от греч. — таинственный) опыт, для субъекта природы (Sп/ребенок), как невыразимое в сознании переживание неизвестного, сверхъестественного, таинственного определит принятие предмета труда.

   Для субъекта природы (Sс/взрослый) творческий опыт, как самоцельное, аутотеллическое (терм. С. Грофф) состояние поиска, обнаружения, преодоления и преобразования предмета труда сформирует потребность в его принятии.

   Средства наличного опыта субъекта культуры (Sк/родитель) определяющие принятие предмета труда, по нашему мнению, обнаружатся в опыте нравственном, моральном. [16 С. 30-37]

   Особо подчеркнем, этапы выбора и принятия предмета труда выходят за рамки профессиональной ориентации и психологически оформляются в процессе становления субъекта, как профессионала, в условиях трудовой деятельности.

***

   Таким образом, профессиональное самоопределение субъекта деятельности нами определяется как процесс и результат деятельного отношения к ситуации выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в профессии в конкретных обстоятельствах жизни.

   Узловой характеристикой субъекта профессионального самоопределения выступает его психологический статус, выражающий содержание, качество и степень овладения психическими средствами отражения признаков предмета труда: субъект природы, субъект социума, субъект культуры.

   Статус субъекта профессионального самоопределения задает систему психологических координат ориентировки в структуре, механизмах и средствах профессионального самоопределения на этапах: переживания; осознания; ориентировки; выбора; и принятия предмета труда.

   В качестве специфичных (прикладных) координат, задающих целевые, контрольные, психотехнические средства выступают категории объекта воздействия, механизма реализации и регистра сознания на каждом из описанных этапов.

   Анализ психологических условий становления и развития профессионального самоопределения открывают возможности для профессионального отбора и психологического сопровождения по согласованию личных устремлений человека с предметом труда.

   Для специалистов профессионально-психологического профиля, представленная модель может служить опорой в разработке методических и психотехнических средств формирования и развития профессионального самоопределения и психологических условий для профессиональной самореализации субъекта.

 

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / Акад. пед. наук РСФСР. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960.
  2. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование, 2006, № 1 C. 85-95
  3. Василюк Ф.Е. Модель стратиграфического анализа сознания // Консультативная психология и психотерапия. 2008. № 4. С. 9–36.
  4. Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопр. психол. № 5., 1993 С. 5-19.
  5. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998
  6. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  7. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966
  8. Джеймс У. Научные основы психологии. Мн.: Харвест, 2003. С. 232-258.
  9. Джеймс У. Психология. – М.: Академический проект, 2011. С. 320
  10. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 27.
  11. Келли А. Дж. Теории личности. СПб.: Речь, 2000. С. 125-126
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979. С. 134.
  13. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. С. 35-39.
  14. Мымрин А.В. Решимость как системное основание психологической готовности. // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире» Выпуск 1., 2019. С.49–56.
  15. Мымрин А.В. Психология служения: традиции и современность. // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире» № 2., 2017., С. 21-27
  16. Мымрин А.В. Духовный опыт в зеркале психологического знания. // Инициативы XXI века № 2., 2016., С. 30-37
  17. Перлз Фриц. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии. – М.: Академический проект, 2019.
  18. Юнг К.-Г. Символы трансформации. М.: Академический проект, 2019.

Ссылка на источник 

Научно-практический журнал 

"Новое в психолого-педагогических исследованиях"

Теоретические и практические проблемы
психологии и педагогики № 4 (56)
октябрь — декабрь 2019



 

 

 

      

   

   

   

   

   

Наверх