Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

ЭБИНГАУЗА ЗАКОН (кривая Г. Эбингауза)  продуктивность воспроизведения зависит от времени периода без практики и связь эта обратна, чем больше проходит времени, тем продуктивность воспроизведения становится ниже;

 

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (от лат. complexus ― связь, сочетание) ― одно из центральных понятий психоанализа, возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противоположного ему пола и стремлении физически устранить родителя одного с ним пола. Э. к. вызывает у индивида чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательного. Разрешение конфликта лежит в идентификации с родителем того же самого пола и тем самым ведет индивида к нормальной сексуальности. Э. к. получил название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, по преданию, убил своего отца и женился на матери, не зная, что это его родители. У девочки Э. к. соответствует «комплекс Электры» (термин введен К. Юнгом), согласно мифу, убившей свою мать из мести за отца. (Стремление и невозможность занять место отца, запускает механизм идентификации (с отцом) ― мальчик становится на его место и как бы преображается в него, но в идеально-символическом плане, а не в действительности;

 

ЭЙДЕТИЗМ (от греч. Eidos ― образ, созерцание, идея)  способность на протяжении долго времени удерживать во всех деталях иконический образ. Э. часто свойственен детям;

 

ЭГО (лат. Ego ― я)  средняя инстанция в трехчленной психоаналитической структуре личности, созданной З. Фрейдом. Занимает промежуточное положение между «Оно» (Id) и супер-Эго (super-Ego);

 

ЭГО КОМПЛЕКС (от лат. ego ― Я) ― термин, использовавшийся К. Юнгом для обозначения группы эмоциональных реакций, обращенных на себя или по отношению к себе;

 

ЭГО-СОСТОЯНИЕ (от лат. ego ― Я )  термин используемый в теории трансакционного анализа Эрика Берна и означающий феноменологическое состояние субъекта, спровоцированное актуальной ситуацией и внешне выраженное в поведенческом стереотипе / ред. авт. .... Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок;

 

ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ (от лат. еgо ― я, сеntrum  центр круга) ― речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка, переходная форма от внешней речи к внутренней. Согласно Ж. Пиаже, детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит лишь «со своей т. зр.» и не пытается стать на т. зр. собеседника. Ребенок думает, что другие его понимают (так же, как он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо;

 

ЭКЗИСТЕНЦИЯ (от лат. exsistentia, от глагола ex-sisto, ex-sistere ― выступать, выходить, обнаруживать себя, существовать, возникать, показываться, становиться, делаться) ― индивидуальное и уникальное бытие в полноте его существования / ред. авт. … «Бытие в мире» схватить в целостности и единстве переживания, нерациональный мир / Экзистенциальный анализ Лудвига Бинсвангера … Сёрен Кьеркегор / переживаемая истина ↔ познаваемая истина / Вильгельм Гегель;

 

ЭКСПЕКТАЦИИ (от англ. expectation ― ожидание) ― система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей;

 

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от. лат. exterior ― внешний, наружный) ― вынесение во вне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в материальном продукте;

 

ЭКСТРОВЕРСИЯ (от лат. extra ― сверх, вне + лат. verto ― поворачиваю, обращаю) ― комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам (комуникабильность, общительность, разговорчивость), ориентация не на внутренний, а на внешний мир. Черта характера человека, противоположная интроверсии;

 

ЭКСТРОЦЕПЦИЯ (экстеро + лат. capio ― принимать, воспринимать)  термин Г. Мюррея, обозначающий восприятие субъектом условий, воздействующих на организм из внешней среды; осуществляемый  при помощи экстероцепторов;

 

ЭЛЕМЕНТ (лат. elementum  первичная материя, стихия) ― составляющая часть чего-либо, не состоящая из других частей, изолированная целостность, отдельные единицы информации, единичные сведения, выполняющий самостоятельную функцию / ред. авт. ... форма материи, которую нельзя разложить на более простые формы;

  

ЭММЕРТА ЗАКОН  закон психофизиологии, который устанавливает прямую пропорциональную зависимость между размером последовательного образа и расстоянием между глазом и поверхностью, на которую проецируется этот образ. Например. Последовательный образ, спроецированный на стену в 10 раз более удаленную, чем стимул, кажется в 10 раз больше его;

 

ЭМОЦИЯ  ситуативное (реальное или воображаемое) состояние психического отражения смыслов действий и способов их выполнения, управляемое знаковыми средствами;

Эмоция (1)  адаптационная активность субъекта к конкретной ситуации, организующая и регулирующая действия в ней / Грот Н.Я.;

Эмоция (2) ― форма редукции, перехода из рационального мира в мир магии, в мир где отсутствуют какие-то важные различия, например, между самим объектом и тем, как этот объект представлен в заведомо субъективной фантазии / Сартр Жан. Поль;

Эмоция (3)  психическое отражение актуального состояния потребности / Рубинштейн С.Л.;

Эмоция (4)  психическое отражение неудовлетворенности потребности в информации, необходимой для ее удовлетворения / Симонов П.В.;

Эмоция (5)  психическое отражение смыслов действий и способов их выполнения / Леонтьев А.Н.;

Эмоция (6)  задача на личностный смысл (на осознание мотивов) / Леонтьев А.Н.;

 

ЭНГРАММА (гр. en  внутрь, внутри + gramma   буква, надпись) термин, введённый в оборот немецким зоологом и биологом Ричардом Симоном в начале XX века для обозначения устойчивого следа, оставленного духовным, психологическим впечатлением в коре головного мозга и составляющий основу памяти, опыта;

 

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП Акц. (лат. epilepsia или caduca  схваченный, пойманный, застигнутый)  тип акцентуации, названный на основании сходства с изменениями личности, которые наступают у некоторых больных эпилепсией, характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью индивида, склонность к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиску объектов для снятия злости. Мелочная аккуратность, скрупулёзность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Они не переносят неподчинения себе и материальные потери. Впрочем, они тщательны, внимательны к своему здоровью и пунктуальны. Стремятся к доминированию над сверстниками. В интимно-личностной сфере у них ярко выражается ревность. Часты случаи алкогольного опьянения с выплёскиванием гнева и агрессии;

 

ЭРРАТИВ (от лат. errare  ошибаться)  слово или выражение, подвергнутое умышленному искажению носителем языка, владеющим литературной нормой для придания особого эффекта (смеха, удивления и т.п.);

 

ЭТАЛОН (фр. etalon  образец, мерило) ― носитель формально-количественной меры;

 

ЭТИКА (от греч. ethikos  отпечаток, признак, черта, характер) ― руководящий принцип, который помогает человеку или группе решить, что хорошо или плохо;

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ  (от лат. effectus  исполнение, действие, от efficio  действую, исполняю) ― характеристика деятельности, выражающая причинно-следственную связь результата и затрат, воплотившихся в этом результате и проявляется через выбранные показатели / ред. авт. … характеризует одно свойство явления на единицу затрат или единицу совокупных затрат всех ресурсов по формуле: эффект разделить на затраты;

 

ЭФФЕКТА ЗАКОН  реакция, за которой следует награда, закрепляется в поведении;

 

ЭФФЕКТ СМИРНОВА А.А.   действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия;

 

ЭФФЕКТЫ Т. РИБО  известный исследователь расстройств памяти Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий ― временных потерь памяти, выявил две закономерности: память человека связана с личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти; память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления / ред. авт. ...при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние;

 

ЭФФЕРЕНТНЫЙ ПУТЬ (от лат. efferens  выносящий)  это процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела;

 

 

 

Наверх