Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

 

ВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. valēns ― имеющий силу) ― требовательный характер окружающих объектов (может быть положительной и отрицательной, нейтральной /психол. знач.;

 

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА (от лат. validus ― сильный, здоровый, достойный)  мера соответствия методики и результата теста измеряемой способности, шире  изучаемой деятельности / ред. авт. .... то ли измеряю;

 

ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА ЗАКОН ― основной психофизический закон, сформулированный в 1860 г. Э. Фехнером и утверждающий, что интенсивность ощущения (p) прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя ред. авт. ... Возрастанию силы раздражителя в геометрической прогрессии соответствует рост ощущения в арифметической прогрессии. Например, если сила раздражителя возрастет в 100 раз, то сила ощущения возрастет только в 2 раза;

 

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. Leading activity) ― деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности / А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин;

 

ВЕЕРА ЭФФЕКТ  новая информация относительно объекта осложняет доступ к уже хранящимся в памяти сведениям о нем;

 

ВЕДУЩИЙ МОТИВ ― главный, основной мотив, побуждающий к некоей деятельности в случае ее полимотивированности / ред. авт. … по А.Н. Леонтьеву, смыслообразующие мотивы;

 

ВЕРА ― отношение к какой-либо информации, с решительностью, которая превышает силу внешне фактических и формально-логических доказательств / ред. авт. … информация, которую субъект готов признать истинной (ложной) без доказательств и обоснований причинности. Теории веры: эмоциональная (чувство юмора), интеллектуальная (феномен интеллекта), волевая (атрибут воли);

 

ВЕРОЯТНОСТЬ ― соотношение числа ожидаемых событий (числитель) к общему числу событий (знаменатель);

 

ВИД (лат. species ― род) ― подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела  ― рода;

 

ВИНА (от праслав. veina ― то, что заслуживает наказания) ― мучительное переживание личной неправоты по отношению к другим, как осмысленный конфликт в результате совершения человеком проступка / ред. авт. … вина – явление личное, когда нарушены внутренние нормы;

 

ВИСЦЕРОТОНИЯ (от лат. viscera ― внутренности, греч. tonos ― напряжение, ударение) ― один из трёх компонентов темперамента, принятых в конституциональной типологии У. Шелдона, согласно которой у В. существует функциональное преобладание органов пищеварения. Психологически В. характеризуется: расслабленностью в позах и движениях; любовью к физическому комфорту; замедленной реакцией; любовью к еде; обобществлением; социализацией процесса еды; получением удовольствия от процесса пищеварения; любовью к вежливому обхождению; стремлением к общению; неразборчивостью в выборе друзей; жадным стремлением к расположению и поддержке; ориентацией на людей; эмоциональной уравновешенностью; терпением; удовлетворенностью собой; крепким сном; отсутствием уверенности в характере; простотой, уравновешенностью чувственных связей, висцеротонической экстраверсией; расслаблением и стремлением к общению под воздействием алкоголя; потребностью в чьем-либо участии при возникновении проблем; ориентацией на связи, приобретенные в детстве и семью;

 

ВЛЕЧЕНИЕ (сильная склонность к кому-чему-н.) ― инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, - уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное с выдвижением сознательных целей / ред. авт. … т.е. потребность, отраженная в органической (интерацептивной) чувствительности;

  

ВНИМАНИЕ (англ. attention) ― есть процесс отбора (селекции) материала и сосредоточения на нем;

 

ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА ― неотъемлемые характеристики внимания, как состояния сознания и как процесса, доступные измерению и оценке: объем; направленность; степень (интенсивность); концентрация; переключаемость; распределяемость; устойчивость;

 

ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ― натуральная психическая функция, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции, которая устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека /ред. авт. ...Объект ведет за собой внимание: новизна, интенсивность, наличие движения, отношение к естественным потребностям;

 

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ― высшая психическая функция, характеризуемая сознательной, целенаправленной, опосредованной, контролируемой активностью по сосредоточению на материале и отвлечению от постороннего;

 

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ― опосредованная, но по внешним признакам непроизвольная активность по сосредоточению на материале и отвлечению от постороннего;

  

ВНУШЕНИЕ (лат. suggestio ― суггестия) ― механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации, убеждений и установок, представляющий собой особо сформированные словесные (иногда эмоциональные) конструкции;

 

ВОЗМОЖНОСТЬ ― стечение обстоятельств, благоприятных условий для осуществления чего/кого-то / ред. авт. ...способность стать действительностью; 

 

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ (лат. regula ― норма, правило) ― самостоятельное, сознательное, целенаправленное, намеренное решение об определенном действии при встрече с препятствием, сопровождаемое чувством активности и выраженное в постоянном контроле всех параметров (в т.ч. телесных) выполняемого действия / ред. авт. … Ср. произвольная регуляция ― остановка действия при встрече с препятствием, волевая регуляция ― продолжение действия при встрече с препятствием;

 

ВООБРАЖЕНИЕ  универсальный психический процесс по построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта / ред. авт. ... подготавливающий субъекта к действию в нестандартной ситуации при невозможности ее рационального овладения;

 

ВОСПИТАНИЕ ― взаимодействие субъектов педагогической деятельности (учителя и ученика) с целью формирования / развития социально приемлемых качеств (черт, свойств) и форм поведения ученика / ред. авт. ...выработать способность соответствия морально-этическим нормативам;

 

ВОСПРИЯТИЕ (от лат. perceptio — перцепция — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным) ― психический познавательный процесс по отражению предмета в целом (в связке свойств); осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений, выступающий в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения;

 

ВОСПРИЯТИЕ КАК КАТЕГОРИЗАЦИЯ ― теория восприятия, в которой все познавательные явления трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте «критические», т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы /  Дж. Брунер;

 

ВОСПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОЕ ― экологическая теория восприятия, в которой утверждается, что восприятие ― извлечение субъектом возможностей для его жизни и развития из окружающей среды / ред. авт. … основатель Джеймс Гипсон;

 

ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕМ ― количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации;

 

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ― процесс памяти по актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается;

 

ВРЕМЯ (лат. procedo ― иду вперед) ― изменение форм существования материи / длительность чего-нибудь /  ред. авт. ... способность воспринимать изменения форм существования материи;

 

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА  свойственная человеку, качественно особая форма высшей нервной деятельности система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых);

 

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (ВПФ)  центральное понятие в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, означающее сложные психические функции, формирующиеся прижизненно, социальные по происхождению, опосредованные по психологическому строению / ред. авт. ....по Л.С. Выготскому ― психологическими орудиями ― знаковыми системами и произвольные по способу регуляции;

 

ВЫСКАКИВАНИЯ ЭФФЕКТ ― независимость скорости зрительного поиска стимула, который отличается от остальных предъявленных стимулов единственным физическим признаком (цветом, формой, наклоном и т.п.) от общего количества предъявленных стимулов;

  

ВЫТЕСНЕНИЕ (см. подавление, репрессия) ― один из механизмов психологической защиты, заключающийся в активном, мотивированном устранении источника угрозы из сферы сознания, препятствующий воспроизведению информации, прямо или ассоциативно связанной с психотравмирующим опытом;

 

Наверх