А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ДВИЖЕНИЕ (англ. movement) - понятие охватывающего все типы изменений и взаимодействий; изменение положения тела в пространстве; (психол.) – комплекс психофизиологических функций, реализуемых двигательным аппаратом.
ДЕБИЛЬНОСТЬ (от лат. debilis - слабый) - задержка психического развития (слабость абстрактного мышления, неспособность подавлять свои влечения), относительно легкая степень олигофрении.
ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio - выведение) - процесс логического вывода на основе перехода от общих положений, законов и т.п. к частному, конкретному выводу.
ДЕЖАВЮ ЭФФЕКТ (от фр. Déjà vu,- «уже виденное») – психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем.
ДЕМЕНЦИЯ (от лат. de - отрицание, mеns - ум) - приобретенное (врожденное, либо вследствие заболеваний) слабоумие, глубокий, малообратимый дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, утрате ранее приобретенных знаний и др.
ДЕПРЕССИЯ (от лат. depressio - подавление) - психическое состояние, сопровождающееся чувством подавленности, тоски, тревоги, страха. Охваченный Д. одновременно испытывает чувство собственной неполноценности, страх перед будущим; все его жизненные планы кажутся ему более неосуществимыми; сознание его сужается и вращается вокруг себя и своих невзгод.
ДЕПРИВАЦИЯ СЕНСОРНАЯ (от лат. Sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) - продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.
ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (de - отрицание, persona - личность, лицо) - буквально: отчуждение от самого себя, расстройства, сопровождающиеся нарушением психических свойств личности
ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ (de - отрицание, realis - вещественный) - тягостное состояние, при котором окружающий мир, обстановка воспринимаются человеком неотчетливо, неясно, как нечто чуждое, бесцветное, призрачное, застывшее, безжизненное, декоративное, силуэтное, отдаленное, нереальное. Человек утрачивает чувственное восприятие предметов, лиц, которые представляются им отвлеченными, абстрактными, лишенными чувственного компонента. Часто нарушается восприятие времени: оно кажется или медленно текущим, или необычайно стремительным.
ДЕЙСТВИЕ (англ. action, performance) – произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т.е. процесс подчиненный осознаваемой (сознательной) цели. (целенаправленная активность - ред. авт.)
ДЕФОРМАЦИЯ (лат. deformatio искажение) – изменение формы/конфигурации объекта, возникающее в результате воздействия внешних или внутренних сил.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - форма активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания и преобразования объекта.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – система принципов, методов, языка описания (категориального аппарата) соединяющих предмет науки с предметной деятельностью субъекта и позволяющий формулировать исследовательский вопрос.(ред. А. Мымрин)
ДИАЛОГ (греч. dialogos - первоначальное значение - разговор между двумя лицами) - знаковый обмен между двумя и более участниками. Традиционно противопоставляется монологу.
ДИВЕРГЕНТНОСТЪ (от лат.vergo - склоняю - divergere - расхождение)- движение в разные стороны – способность к выделению качественно разных аспектов привычных предметов (прибл. к русск.- анализ)
ДИВЕРГЕНТНОСТЪ МЫШЛЕНИЯ (от лат. divergere – расхождение) - характеристика мышления, заключающаяся в поиске множества решений одной и той же проблемы. Исследованиями дивергентного мышления занимались Э.П. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А.Б. Шнедер, Д. Роджерс.
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП (от греч. stereos – твердый + typos – отпечаток) - это закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания. И.П. Павлов распространял понятие динамического стереотипа очень широко: от простейших приемов действий человека до его образа жизни, образа мышления.
ДИСКУРС (от лат. discursus – рассуждение, довод) – текст, смысл которого может меняться в зависимости от условий, ситуации, проблемы, особенностей личности и интересов говорящего и слушающего, при сохранении словесной синтаксической конструкции.
ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ (от лат. discursus - рассуждение) - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия, интуиции и т.д.
ДИСПЛАСТИК (от греч. dys - плохо, затруднение, нарушение, расстройство, разделение, утрату и plastikos - сформированный) - плохо сформированный. (Диспластиков как бы обидела природа. У них бесформенное, неправильное строение тела. - авт. ред.)
ДИССОЦИАЦИЯ (от греч. dys - плохо, затруднение, нарушение, расстройство, разделение, утрату; от лат. dissociatio - различение) - психический механизм по разделению, прекращению действия ассоциации, вызванное например, аффектом путем фрагментации содержания сознания на составляющие ее части или комплексы. (диссоциация – род, абстрагирование вид – ред. авт.)
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ - минимальное различие между двумя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений.
ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ (англ. long-term memory) – вид памяти, характеризующийся длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения. Является постоянным хранилищем информации. Объем и время сохранения информации практически безграничны.
ДОМИНАНТА (от лат. dominantis - господствующий) - очаг возбуждения в центральной нервной системе, временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения и тем самым придающий поведению определенную направленность. Термин введен А.А. Ухтомским. Д. рассматривается как общий принцип работы головного мозга. По мнению А.А. Ухтомского, механизм доминанты лежит в основе процессов внимания.
ДОМИНАНТНОСТЬ (лат. dominans, dominantis - господствующий) - свойство эмоций, означающее способность сильных эмоций подавлять противоположные себе эмоции, не допуская их в сознание человека
ДРАЙВ (англ. drive - движение - гонка, спешка) - понятие, применяемое в психологии мотивации и в теории научения. Означает неосознаваемое внутреннее влечение общего характера, порожденное некоей органической потребностью.