Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

РАЗВИТИЕ (закономерное изменение) ― тип движения и изменения, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому, от простого к сложному, совершенному / ред. авт. … выделяют восходящую линию развития (см. Прогресс) и нисходящую (см. Регресс);

 

РАЗДРАЖИМОСТЬ ― способность живого организма реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения;

 

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (лат. rationalis — разумный, лат. ratio — разум) ― механизмам психологической защиты, в результате которого осуществляется попытка построения приемлемых (моральных, логических) оснований для неприемлемых мыслей, поступков и чувств;

 

РЕАКЦИЯ (от лат. rе — против + actio — действие) ― поведенческий (телесный, физиологический) акт, возникающий в ответ на определенное воздействие раздражителя (стимула);

 

РЕАКТИВНО-ЛАБИЛЬНАЯ (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) ― тип акцентуации, носителю которого свойственна крайняя и резкая изменчивость настроения / ред. авт. …смена настроения в зависимости от ситуации. (в этом его существенное различие от сходного по названию типа «неустойчивых», где основной дефект падает на волевую сферу, где неустойчивость касается поведения, поступков). Настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожны;

 

РЕГРЕССИЯ (лат. Regressus — обратное движение) ― механизмам психологической защиты, в результате которого происходит снижение способа реагирования (неадекватное реагирование на ситуацию) / ред. авт. … самоснижение, форма психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность;

 

РЕГУЛЯЦИЯ (от латин. regulo — устраиваю, привожу в порядок, направляю) ― восстановление, упорядочение, нормализация, каких-л. частей, функций / ред. авт. … регуляторный механизм См.: непроизвольный ― переживание;  произвольный ― задержка действия (терпение) и продолжение действия (воля); послепроизвольный ― эмоциональная установка в актуальной деятельности. См. аутотеллическое состояние;

 

РЕГУЛЯЦИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ (произвольность ― преднамеренность, активность + лат. regula ― норма, правило, направляю) ― вид натуральной, без поддержки сознания и воли, непреднамеренной, алгоритмизированной реактивности организма по поддержанию и нормализации психических функций / ред. авт. Напр. эмоции человека выполняют функцию непроизвольной регуляции;

 

РЕГУЛЯЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ (лат. regula ― норма, правило) ― вид сознательной, преднамеренной, опосредованной активности по поддержанию и нормализации психических функций природного и социального субъекта поведения и деятельности, преимущественно выраженный в задержке естественного процесса удовлетворения потребностей / ред. авт. … Например: терпение;

 

РЕГУЛЯЦИЯ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ― вид регуляции, произвольной по механизму возникновения (результат овладения средств) и непроизвольной по способу осуществления (т.е. отсутствует напряжение), связанной с образованием эмоциональной установки в актуальной деятельности и выражающейся в сознательной, опосредованной, автоматической активности культурного субъекта поведения и деятельности / ред. авт. … Пример: творческий процесс; вдохновение, См. аутотеллическое состояние;

 

РЕЛЕВАНТНЫЙ(от relevant — зависящий от ч.-л., к.-л. — англ. revalency) ― способность соответствовать чему-либо, имеющий значимость для чего-либо / ред. авт. в лингвистике ... способный дифференцировать языковые единицы, подходящий, уместный. Прим. смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением;

 

РЕМА (от греч. rhema — слово, изречение, букв. — сказанное) ― ядро, один из двух основных компонентов высказывания (ср. Тема). Рема или ядро, то новое, что сообщается в предложении, один из его смысловых центров / ред. авт. ... то, ради чего произносится фраза;

 

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (от лат. reminiscentia — припоминание) ― отсроченное воспроизведение того, что первоначально, при непосредственном воспроизведении было временно забыто, не воспроизводилось / ред. авт. … реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными;

 

РЕПЛИКА (от лат. replicare — возражать) ― ответ, возражение, замечание на слова собеседника. Отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций;

 

РЕСУРС (от фр. resource источник) — источник покрытия потребностей, позволяющиq с помощью определённых преобразований получить желаемый результат;

 

РЕФЛЕКС (от лат. reflexus — повернутый назад, обращенный, отражённый) ― реакция организма, обеспечивающая возникновение, изменение или прекращение функциональной активности органов, тканей или целостного организма и проявляемый виде сокращения мышц, секреции и т.п.;

 

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio — обращение назад) ― тип самонаблюдения за своими впечатлениями (продуктами активности), происходившими в прошлом с целью их переработкии и переосмысления / ред. авт. … сравни интроспекцию (обращение внимания на актуальное содержание сознания) и рефлексия — обращение внимания на прошедшее содержание сознания;

 

РЕЧЬ (англ. speech) ― исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил / ред. авт. … процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание;

 

РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ (от лат. еgо ― я + сеntrum ― центр круга) ― речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка, переходная форма от внешней речи к внутренней / ред. авт. … согласно Ж. Пиаже, детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит лишь «со своей точки зрения» и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок думает, что другие его понимают так же, как он себя и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо;

 

РЕЧЬ УСТНАЯ ― общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух, с другой;

 

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ ― графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений;

 

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ ― 1. «Язык мысли» не «говорение про себя», не «речь минус звук». ― это речь, состоящая из предикатов, ключевых слов, несущих в себе сердцевину информации, речь свернутая, сжатая, часто деграмматикализованная. 2. Речь «про себя» ― речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; «внутреннее проговаривание»;

 

РЕЦЕПТОР(от лат. Receptor — принимающий) ― специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для приема различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д., их преобразования в нервные электрические импульсы;

 

РИТОРИКА (от греч. rhētorikē — оратор) ― филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие / ред. авт. … наука об ораторском искусстве;

 

РОЛЬ (от фр. role — свиток, список) ― соответствующий принятым нормам способ поведения, зависимый от статуса / позиции в системе межличностных отношений / ред. авт. … «обобщенный другой» / символический, наделенный другим дополнительным значением;

 

РУКОВОДСТВО(от глагола руководить, далее от рука и водить) ― целенаправленный процесс воздействия на систему для решения определенных задач / ред. авт. … воздействие на систему в соответствии со своими целями. Ср. управление;

Наверх