Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. actualis ― действительный, настоящий) ― категория, используемая в гуманистической психологии для обозначения полной и самостоятельной реализации личностью своих возможностей, представляющая собой изначально присущую человеку, врожденную тенденцию к непрерывному разворачиванию своего неограниченного творческого потенциала в самых разных сферах жизнедеятельности, тенденцию максимизировать таланты и дарования / ред. авт. … основатель Карл Рэнсом Роджерс;

 

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ  ― сознательный и самостоятельный акт выявления и утверждения собственной позиции в трудной ситуации;

 

САМООЦЕНКА (англ. self-esteem) ― ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения, как правило, в форме переживания, выполняющая регуляторную функцию, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитную функцию, обеспечивающую относительную стабильность и независимость личности;  Методика 1

 

САМОПОЗНАНИЕ ― процесс изучения личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя, родовой термин по отношению к рефлексии ― рациональной форме / ред. авт. ....С. ― условие всякой добродетели; ... начало или центр человеческой мудрости / Г.Э. Лессинг, И. Кант;

 

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ (лат. realis ― вещественный, действительный) ― категория, используемая в гуманистической психологии для обозначения способности человека, объективировать богатство своего внутреннего мира в какой-либо форме деятельности (труд, игра, познание, общение и др.) / ред. авт. … по А. Маслоу, потребность в самовоплощении, реализация существующего потенциала, осуществление своих желаний, знаний, умений и способностей, представлений о себе и своем пути в жизни; В дзен-буддизме, высшая точка существования, которая является вторым названием просветления ― состояния, когда существу нечего познавать;

 

САМОСОЗНАНИЕ ― выделение человеком себя из объективного мира, осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя, как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и социальным группам. С. тесно связано с рефлексией и построением «Я―концепции», где оно поднимается до уровня теоретического мышления / ред. авт. …начинает формироваться на ранних этапах онтогенеза в процессах становления образа себя, представления о себе, самооценки, отношения к себе. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, С. имеет социальный, общественный характер;  Методика 1

 

САМОСТЬ (Self; Selbst) ― согласно Хайдеггеру, бытие «Я» (само-бытие), т.е. такое сущее, которое может сказать: «Я»; В аналитической психологии К.Г. Юнга ― архетип коллективного бессознательного / ред. авт. …развитие личности в процессе индивидуации идет от сознания к личностному бессознательному, а от него к коллективному бессознательному, центром которого и является С. В мифах, сказках, сновидениях символами С. часто выступают мудрый старец, божественное дитя, однако столь же часто С. предстает как крест, кольцо, круг (мандала), квадрат и т.п. символы целостности. Эмпирически С. не обнаруживается;

 

САНГВИНИК (от лат. sanquis ― кровь) ― субъект, обладающий одним из четырех типов темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи / ред. авт. … нервная система: сильная, уравновешенная, подвижная. Стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции, преимущественно положительные, быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. И. П. Павлов считал, что у С. возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны, подвижны. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность;

 

СВОЙСТВО ― качественная характеристика явления, позволяющая отличать или отождествлять его, определяющая его собственную принадлежность и отличительную особенность (вид, тип, поведение) / ред. авт. ... определяющее место принадлежности;

 

СЕКСУАЛЬНОСТЬ ― скрещивание женской и мужской, импульсивных потребностей выраженное в единстве любви и агрессивности / ред. авт. … синоним андрогинность (от лат. andros ― мужской + gynes ― женский) ― сочетание мужских и женских половых качеств;

 

СЕМАНТИКА (греч. sema знак, semantikos ― означающий) ― учение о значении, об отношениях между знаками, словами и предложениями / ред. авт. … ред. авт. смысл языковых единиц;

 

CЕНЗИТИВНЫЙ ТИП(от лат. sensus ― чувство, ощущение) ― тип акцентуации, связанный с такими чертами, как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность и пр;

 

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ(от лат. sensibilis ― чувствительный) ― повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения;

 

СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ (англ. sensory standards) ― термин, предложенный А.В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий, выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств;

 

СЕМАНТИКА (от греч. sema ― знак, обозначающий), сигнифика (от лат. signum ― знак) ― раздел лингвистики (в частности, семиотики), изучающий смысловое значение единиц языка: значения слов и выражений, изменения их значений;

 

СЕНЕСТОПАТИИ (от. греч. Koinos ― общий, aisthesis ― чувство, ощуще­ние + pathos ― страдание, болезнь) ― крайне тягостные и неприятные, неопределенные телесные ощущения, локализуемые на поверхности тела или во внутренних органах и лишенные телесной основы;

 

СИГНАЛ (от лат. signum ― знак) ― знак, несущий информацию о изменении физической величины объекта или его состояния, передаваемый кодированным способом;

 

СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ― понятие, введенное И. П. Павловым в 1932 г. для обозначения системы нервных процессов, временных связей и реакций, формирующиеся в головном мозге в результате воздействия внешних и внутренних раздражений и обеспечивающие тонкое приспособление организма к окружающей среде;

 

СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – одно из основных свойств нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга, т. е. их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние, либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение / ред. авт. ... устойчивость к длительному воздействию раздражителя;

 

СИЛЛОГИЗМ (греч. syllogismos заключение, умозаключение) ― логическое умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение ― заключение, вывод / ред. авт. … например, всякое S есть M, а всякое M есть P, следовательно, всякое S есть P;

 

СИМВОЛ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) ― представление, слившееся со своим значением в некоторое внутреннее единство / ред. авт. … по Ф.Е. Василюку, это не просто знак, а реальность, в которой выражается, является и осуществляется другая реальность. Символ есть не только означающее, являющее, но и связующее;

 

СИМВОЛИЗАЦИЯ (от греч. symbolon ― знак, опознавательная примета) ― операция, при которой происходит преобразование смысловых единиц мышления в образные, символические;

 

СИНДРОМОКОМПЛЕКС (от греч. syndrome ― скопление + от лат. complexus ― связь, сочетание) ― совокупность свойств нервной системы, связанных между собой / ред. авт. … по Теплов Б.М, который отказывался от понимания темперамента как типа, заменяя синдромокопмлексом темперамента;

 

СИНТАГМА (от греч. syntagma ― вместе построенное, соединенное) ― знак языка, составленный из слов или морфем, соединенных определенным типом синтаксической связи / ред. авт. … соположение элементов в линейной последовательности, комбинация определяемого и определяющего (С. О. Карцевский) словосочетание, представляющее собой цельную синтаксическую интонационно-смысловую единицу и отделяющимися друг от друга паузами. Каждая синтагма характеризуется своей мелодикой, т.е. последовательными изменениями высоты тона голоса на ударных и неударных слогах. Основным элементом мелодической структуры фразы является терминальный тон, завершающий синтагму. Прим: Я прочитал книгу // Я прочитал книгу // которую купил вчера // Вчера вечером // я начал читать книгу о любви // дружбе // несчастьях // радостях // и быте в простой деревне;

 

СИНЕКТИКА(англ. Synectics ― совмещение разнородных элементов) ― методика исследования, основанная на мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная У. Дж. Гордоном в которой реализуется метод активизации спонтанной деятельности подсознательного психологического механизма в группе разнообразных индивидуальностей, объединенных с целью постановки и решения проблем;

 

СИНЕСТЕЗИЯ (от др. греч. synaisthesis ― соощущение) ― явление, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств / ред. авт. …сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются;

 

СИНКРЕТИЗМ (от греч. synkretismos ― соединение) ― способ обобщения, связывания, характеризующийся тенденцией связывать между собой разнородные явления, заключающийся в группировке предметов, явлений на основе случайного признака / ред. авт. … встречается у детей раннего и дошкольного возрастов. По мнению Л.С. Выготского, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей;

 

СИНТАКСИС (от гр. syntaxis — построение, порядок, присоединение, составление, устройство) —  раздел языкознания, грамматики, изучающий законы соединения слов и строения предложений / ред. авт. … строение и функциональные грамматические связи различных частей речи в яз. единицах: словосочетания, предложения, текст и способов соединения слов и их форм;

 

СИНТЕЗ (от греч. synthesis ― соединение, сочетание, составление) ― мыслительная операция по соединению различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему);

 

СИСТЕМА ― совокупность элементов, находящихся между собой в определенных отношениях, характеризующаяся определенной степенью целостности (единства);

 

СИТУАЦИЯ ― совокупность обстоятельств, положение, обстановка;

 

СЛУЖЕНИЕ — спонтанное, вневременное психическое состояние безусловного проживания жертвенности своему объекту, ориентированное на постижение его абсолютного смысла (целостное, духовно-практическое знание), достигаемое через духовно-жизненный поиск и сохранение подлинных целей символическими средствами / ред. авт. … примечательно, что в языке фиксируется служение как деятельность, у военнослужащих, священников и актеров

 

СМЫСЛ ― образование, выражающее отношение мотива субъекта к цели выполняемого действия, действительности / ред. авт. … к примеру смысл слова состоит в связи мотива воспринятого слова к цели говорения и означает субъективную пристрастность человеческого сознания, не безразличность для субъекта некоторых событий;

 

СНОВИДЕНИЕ ― субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительной модальности, регулярно возникающие во время сна, гл. обр. в фазе быстрого сна (парадоксального), проникающих в сознании спящего человека, воспринимаемых как объективная реальность.; (З. Фрейд) функция осуществления желаний и предохранение сна от прерывания; (толк. сл. По Аналит. Пс. В. Зеленский) независимые, спонтанные проявления бессознательного; фрагменты непроизвольной психической активности, достаточно осознаваемые, чтобы быть воспроизведенными в бодрствующем состоянии. К.Г. Юнг определял сон, как «спонтанное рисование своего портрета в символической форме, изображение действительной ситуации, совершающейся в бессознательном» / ред. авт. … сон ― когда мы спим, а сновидение, что при этом видим;

 

СОДЕРЖАНИЕ ― философское понятие, означающее то, что наполняет форму и из чего она осуществляется (совокупность признаков, значение, ценность, образ, знание) определенным образом упорядоченная совокупность;

 

СОЗНАНИЕ  ― отражение мира, безотносительно к биологическому смыслу / ред. авт. …СО + знание: Я знаю, что Я знаю;

 

СОМАТОТОНИЯ(от лат. soma ― тело, tonos ― напряжение, ударение) ― тип темперамента, согласно У.Г. Шелдону присущий Мезоморфу, характеризуемый функциональным и анатомическим преобладание двигательного аппарата / ред. авт. … Характерные модели поведения: уверенность в позах и движении; любовь к физическим приключениям; энергичность; потребность в физических упражнениях и способность получать от них наслаждение; стремление доминировать, жажда власти; любовь к риску и игре случая; наглая прямота в манере вести себя; мужество в проведении рукопашного боя; соревновательная агрессивность; психологическая черствость; клаустрофобия; безжалостность; отсутствие щепетильности; общая шумливость; внешняя зрелость, не соответствующая возрасту; горизонтальное ментальное расщепление; экстраверсия соматотонии; самоуверенное и агрессивное поведение в состоянии алкогольного опьянения; потребность в действии в момент испытаний; ориентация на стремления и виды деятельности, характерные для молодежи;

 

СОСТОЯНИЕ ― термин, описывающий переменные свойства объекта; положение, внешние или внутренние обстоятельства, в которых находиться кто (что)-нибудь / ред. авт. ... явление, данное в контексте условий;

 

СОХРАНЕНИЕ ― процесс памяти по накоплению материала в своей структуре, включающий его переработку и усвоение / ред. авт. … сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи;

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis ― общественный) ― процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений;

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ― категория в концепции Э. Фромма, означающая черты субъекта и формы поведения, свойственные членам того или иного общества, сформированный в результате общих для какой-либо группы переживаний и образа жизни;

 

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ― конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью в тот или иной период своей жизни. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой С.С.Р.;

 

СПОСОБНОСТИ ― индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к задаткам, знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности, формирующиеся и проявляющиеся в ней / авт. Б.М. Теплов; Методика 1

 

СРАВНЕНИЕ ― мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом, выявляя таким образом, общность или различия между ними / ред. авт. ...сравнить ― сопоставить «одно» с «другим» с целью выявить их возможные отношения;

 

СРЕДСТВО ― прием, способ действия, приспособление, орудие для осуществления какой-либо деятельности / ред. авт. ... средство от сл. средний ― находящийся между…;

 

СТЕРЕОТИП (от греч. stereos – твердый, основательный + typos – отпечаток, форма, образец) ― устойчивый, упрощенный образ того или иного объекта, определяющий отношение к нему;

 

СТИВЕНСА ЗАКОН ― вариант основного психофизиологического закона, устанавливающий степенную, а не логарифмическую зависимость между силой ощущения и интенсивностью раздражителей.          Ш = k×Sn

где: Ш ― субъективная величина ощущения; k ― константа, зависящая от единицы измерения; S ― интенсивность стимула; n ― показатель степени функции;

 

СТИЛЬ ЖИЗНИ ― термин введен в психологию А. Адлером и означает уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней (совокупность способов достижения жизненных целей / ред. авт. ... по существу, соответствует понятию характер;

 

СТИМУЛ (от лат. stimulus ― острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола (быка), запряженного в повозку) ― сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие и способный удовлетворять потребность;

 

СТРЕМЛЕНИЕ (англ. Striving, tendency) ― собирательный термин для обозначения актуализированных мотивационных образований (влечений, желаний, намерений, интересов, страстей, идеалов, склонностей, призваний и т.п.), содержанием которых является потребное отношение человека к миру;

 

СТРУКТУРА (от лат. Structura ― строение, порядок, связь) ― совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность;

 

СТРУПА ФЕНОМЕН  называют задержку реакции, замедление выполнения задачи называния цвета при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами (к примеру, слово «красный» написано синим), /  ред. авт. …назван в честь Джона Ридли Струпа и используется для обозначения широкого класса явлений, в которых замедление реакции на объекты, включающие словесную информацию, рассогласуется с внешним видом объекта;

 

СТЫД (от стыть ― букв. застывание, замирание, остановка, неподвижность) ― переживание социальной неприемлемости того, что совершено при свидетелях / ред. авт. … по Платону, стыд публичное явление «страх дурной молвы»;

 

СУБЛИМАЦИЯ (от лат. sub ― под; limo ― нести) ― зрелый механизм  психологической защиты, преобразующий энергию либидозных (сексуальных, любовных) переживаний, сопряженные с внутренними или внешними конфликтами в энергию творческую, в социально приемлемую, нравственно одобряемую и выраженную культурно санкционированными средствами;

 

СУБЪЕКТ (от лат. subjectum ― семантическая категория со значением производителя действия) ― активное, развивающееся, полиморфное (мн.) самосознающее начало душевной жизни;

 

СУЖДЕНИЕ ― форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из которых одно (субъект) определяется и раскрывается через другое (предикат); основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности;

 

СУПЕР―ЭГО (от лат. super ― над, выше + Ego ― я = Сверх―Я) ― один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда, высшая инстанция в ее структуре, выполняющая роль внутреннего цензора, совести, идеала / ред. авт. … представляет собой складывающуюся под влиянием воспитания, систему моральных и культурных норм, принятых в данном обществе и усвоенных личностью;

 

СУЩНОСТЬ (от лат. essentia ― суть) ― смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи / ред. авт. ... внутренняя основа, содержание, суть чего-то;

 

СХЕМА (греч. schema ― наружный вид) ― фигура; форма, набросок, образец, обобщенный образ / ред. авт. … в философии И. Канта, метод, необходимый для того, чтобы сделать наглядным абстрактное понятие при помощи замещающих его наглядных представлений. Ж. Пиаже ― типичная и повторяющаяся последовательность действий и операций, наблюдаемая в способах приспособления организма к условиям среды. Применительно человека - внутренняя интеллектуальная психологическая структура, управляющая организацией мышления и поведения в различных ситуациях;

 

СХЕМАТИЗАЦИЯ ― сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними / ред. авт. ... так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира; 

Наверх