Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. actualis - действительный, настоящий)категория, используемая в гуманистической психологии для обозначения (К. Роджерс) полной и самостоятельной реализации личностью своих возможностей, представляющая собой изначально присущую человеку, врожденную тенденцию к непрерывному разворачиванию своего неограниченного творческого потенциала в самых разных сферах жизнедеятельности, тенденцию максимизировать таланты и дарования 

 

САМООПРЕДЕЛЕНИЕсознательный и самостоятельный акт выявления и утверждения собственной позиции в трудной ситуации

 

САМООЦЕНКА (англ. self-esteem) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения, как правило, в форме переживания, выполняющая регуляторную функцию, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитную функцию, обеспечивающую относительную стабильность и независимость личности. (Методика 1)

 

САМОПОЗНАНИЕ – это процесс изучения личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя, родовой термин по отношению к рефлексии - рациональной форме С. (условие всякой добродетели – Сократ; начало или центр человеческой мудрости - Г.Э. Лессинг, И. Кант)

 

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ (от русск. само - и лат. realis - вещественный, действительный) категория, используемая в гуманистической психологии для обозначения способности человека, объективировать богатство своего внутреннего мира в какой-либо форме деятельности (труд, игра, познание, общение и др.); (А. Маслоу) потребность в самовоплощении, реализация существующего потенциала, осуществление своих желаний, знаний, умений и способностей, представлений о себе и своем пути в жизни; (в дзен-буддизме) - это высшая точка существования, которая является вторым названием просветления - состояния, когда существу нечего познавать.

 

САМОСОЗНАНИЕ – выделение человеком себя из объективного мира, осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и социальным группам. С. тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции, где оно поднимается до уровня теоретического мышления. С. начинает формироваться на ранних этапах онтогенеза в процессах становления образа себя, представления о себе, самооценки, отношения к себе. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, С. имеет социальный, общественный характер. (Методика 1)

 

САМОСТЬ (Self; Selbst) - согласно Хайдеггеру, бытие Я (само-бытие), т.е. такое сущее, которое может сказать: «Я»; В аналитической психологии К.Г. Юнга - архетип коллективного бессознательного. Развитие личности в процессе индивидуации идет от сознания к личностному бессознательному, а от него - к коллективному бессознательному, центром которого и является С. В мифах, сказках, сновидениях символами С. часто выступают мудрый старец, божественное дитя, однако столь же часто С. предстает как крест, кольцо, круг (мандала), квадрат и т.п. символы целостности. Эмпирически С. не обнаруживается.

 

САНГВИНИК (от лат. sanquis - кровь) - субъект, обладающий одним из четырех типов темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. С. стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции - преимущественно положительные - быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. И. П. Павлов считал, что у С. возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны, подвижны. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность. (НС: сильный, уравновешенный, подвижный.- ред. авт.)

 

СВОЙСТВО (сл. Логики) - характеристика явления, позволяющая отличать или отождествлять его; (психол.) качественная характеристика объекта, определяющая его собственную принадлежность и отличительную особенность (вид, тип, поведение и пр.). Каждому явлению присуще бесчисленное количество свойств, которые делятся на существенные и несущественные, необходимые и случайные, общие и специфические и т.д. (Свой – смысл. собственный - находящийся в индивидуальном пользовании у кого-л., являющийся личной принадлежностью кого-л., чего-л. – ред. авт.)

 

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ – неотъемлемые характеристики внимания как состояния сознания и как процесса, доступные измерению и оценке: объем; направленность; степень (интенсивность); концентрация; переключаемость; распределяемость; устойчивость.

 

СЕНЗИТИВНЫЙ ТИП Акц. (от лат. sensus - чувство, ощущение) - тип акцентуации, связанный с такими чертами, как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность и др. 

 

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ (от лат. sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.

 

СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ (от лат. sensus - чувство, ощущение) - собирательное понятие для разных модально-специфических видов сверхкратковременной памяти (эхоическая, иконическая), выполняющая функцию отражения и запечатления объекта во всей полноте его признаков, доступных воспринимающей системе, т.е. находящихся в зоне ее разрешающей способности. Основная функция - обеспечение условия интеграции последовательно поступающей информации.

 

СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ (англ. sensory standards) - термин, предложенный А.В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий, выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенезаи применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств.

 

СЕМАНТИКА (от греч. sema - знак - обозначающий), сигнифика (от лат. signum - знак)- раздел лингвистики (в частности, семиотики), изучающий смысловое значение единиц языка: значения слов и выражений, изменения их значений.

 

СЕНЕСТОПАТИИ (от. греч. Koinos - общий, aisthesis - чувство, ощуще­ние, pathos - страдание, болезнь) - крайне тягостные и неприятные, неопределенные телесные ощущения, локализуемые на поверхности тела или во внутренних органах и лишенные телесной основы.

 

СИГНАЛ (от лат. signum - знак) – знак, несущий информацию о изменении физической величины объекта или его состояния и передающий ее определённым кодированным способом.

 

СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - понятие, введенное И. П. Павловым в 1932 г. для обозначения системы нервных процессов, временных связей и реакций, формирующиеся в головном мозге в результате воздействия внешних и внутренних раздражений и обеспечивающие тонкое приспособление организма к окружающей среде.

 

СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫодно из основных свойств нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга, т. е. их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (торможение), либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение. (устойчивость к длительному воздействию раздражителя – ред. авт)

 

СИЛЛОГИЗМ (греч. syllogismos) - лог. умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение - заключение, вывод (напр., всякое S есть M, а всякое M есть P, следовательно, всякое S есть P).

 

СИМВОЛ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) (психол.) представление, слившееся со своим значением в некоторое внутреннее единство; это не просто знак, а реальность, в которой выражается, является и осуществляется другая реальность. Символ есть не только означающее, являющее, но и связующее. (Ф.Е. Василюк)

 

СИМВОЛИЗАЦИЯ (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - операция, при которой происходит преобразование смысловых единиц мышления в образные, символические.

 

СИНДРОМОКОМПЛЕКС(от греч. syndrome скопление +от лат. complexus - связь, сочетание)- совокупность свойств нервной системы коррелирующих между собой (авт. Теплов Б.М., который отказывался от понимания темперамента как типа, заменяя  синдромокопмлексом темперамента)

 

СИНЕКТИКА (англ. Synectics - «совмещение разнородных элементов») – методика исследования, основанная на мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная У. Дж. Гордоном в которой реализуется метод активизации спонтанной деятельности подсознательного психологического механизма в группе разнообразных индивидуальностей, объединенных с целью постановки и решения проблем. 

 

СИНЕСТЕЗИЯ (от др.- греч. synaisthesis - соощущение) - это явление, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются.

 

СИНКРЕТИЗМ (от греч. synkretismos - соединение) способ обобщения, связывания, характеризующийся тенденцией связывать между собой разнородные явления, заключающийся в группировке предметов, явлений на основе случайного признака. Встречается у детей раннего и дошкольного возрастов. По мнению Л.С. Выготского, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей.

 

СИНТАКСИС (греч. syntaxis - построение, порядок) - раздел языкознания, грамматики, изучающий законы соединения слов и строения предложений.

 

СИНТЕЗ(от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление),- это мыслительная операция по соединению различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему).

 

СИСТЕМА – совокупность элементов, находящихся между собой в определенных отношениях, характеризующаяся определенной степенью целостности (единства).

 

СИТУАЦИЯ – совокупность обстоятельств, положение, обстановка.

 

СИТУАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ - источник мотивации есть ситуация взаимодействие субъекта и объекта.  Теоретическая платформа - теория «мотивационного поля» К. Левина.

 

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

 

СМЫСЛ – выражает отношение мотива субъекта к цели выполняемого действия, действительности. (А.Н.Леонтьев), означает субъективную пристрастность человеческого сознания, не безразличность для индивида некоторых событий.

 

СМЫСЛ СЛОВА - отношение мотива воспринятого слова к цели говорения.

 

СНОВИДЕНИЕ – субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительной модальности, регулярно возникающие во время сна, гл. обр. в фазе быстрого сна (парадоксального), проникающих в сознании спящего человека, воспринимаемых как объективная реальность.; (З. Фрейд) функция осуществления желаний и предохранение сна от прерывания; (толк. сл. По Аналит. Пс. В. Зеленский)  независимые, спонтанные проявления бессознательного; фрагменты непроизвольной психической активности, достаточно осознаваемые, чтобы быть воспроизведенными в бодрствующем состоянии. К.Г. Юнг определял сон, как «спонтанное рисование своего портрета в символической форме, изображение действительной ситуации, совершающейся в бессознательном».

 

СОДЕРЖАНИЕ (фил. словарь) - философское понятие означающее то, что наполняет форму и из чего она осуществляется (совокупность признаков, значение, ценность, образ, знание) определенным образом упорядоченная совокупность.

 

СОЗНАНИЕ (психол.) отражение мира, безотносительно к биологическому смыслу.

 

СОМАТОТОНИЯ (от лат. soma - тело, tonos - напряжение, ударение) - тип темперамента, согласно У.Г. Шелдону присущий Мезоморфу, характеризуемый функциональным и анатомическим преобладание двигательного аппарата. Характерные модели поведения: уверенность в позах и движении; любовь к физическим приключениям; энергичность; потребность в физических упражнениях и способность получать от них наслаждение; стремление доминировать, жажда власти; любовь к риску и игре случая; наглая прямота в манере вести себя; мужество в проведении рукопашного боя; соревновательная агрессивность; психологическая черствость; клаустрофобия; безжалостность; отсутствие щепетильности; общая шумливость; внешняя зрелость, не соответствующая возрасту; горизонтальное ментальное расщепление; экстраверсия соматотонии; самоуверенное и агрессивное поведение в состоянии алкогольного опьянения; потребность в действии в момент испытаний; ориентация на стремления и виды деятельности, характерные для молодежи.

 

СОСТОЯНИЕ - термин, описывающий переменные свойства объекта; положение, внешние или внутренние обстоятельства, в которых находиться кто (что)-нибудь; (явление данное в контексте условий – ред. авт)

 

СОХРАНЕНИЕ - это процесс памяти по накоплению материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis – общественный)– процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР – категория в концепции Э. Фромма, означающаячерты личности и формы поведения, свойственные членам того или иного общества, сформированный  в результате общих для какой-либо группы переживаний и общего образа жизни. 

 

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ – это конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью в тот или иной период своей жизни. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой С.С.Р.

 

СПОСОБНОСТИ (авт. Б.М. Теплов) - индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к задаткам, знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности, формирующиеся и проявляющиеся в ней. (Методика 1)

 

СРАВНЕНИЕ - это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявить, таким образом, общность или различия между ними. (Сравнить - это сопоставить «одно» с «другим» с целью выявить их возможные отношения - ред. авт)

 

СРЕДСТВО (сл. Ожегова) - прием, способ действия, приспособление, орудие для осуществления какой-либо деятельности. (средство от сл. средний – находящийся между….. – ред. авт.).

 

СТИВЕНСА ЗАКОН - вариант основного психофизиологического закона, устанавливающий степенную, а не логарифмическую зависимость между силой ощущения и интенсивностью раздражителей.          Ш = k×Sn 

где: Ш – субъективная величина ощущения; k – константа, зависящая от единицы измерения; S– интесивность стимула; n – показатель степени функции.

 

СТИЛЬ ЖИЗНИ – термин введен в психологию А. Адлером и означает уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. (совокупность способов достижения жизненных целей, что по существу соответствует понятию характер - авт. ред.)

 

СТИМУЛ  (от лат. stimulus - острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола (быка), запряженного в повозку) - сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие и способный удовлетворять потребность.

 

СТРЕМЛЕНИЕ – (англ. Striving, tendency) - собирательный термин для обозначения актуализированных мотивационных образований (влечений, желаний, намерений, интересов, страстей, идеалов, склонностей, призваний и т.п.), содержанием которых является потребностное отношение человека к миру.

 

СТРУКТУРА (от лат. Structura – строение, порядок, связь) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность.

 

СТРУПА ФЕНОМЕН - называют задержку реакции, замедление выполнения задачи называния цвета при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами (к примеру, слово «красный» написано синим), назван в честь Джона Ридли Струпа. Термин используется для обозначения широкого класса явлений замедления реакции на объекты, включающие словесную информацию, которая рассогласуется с внешним видом объекта.

 

СУБЛИМАЦИЯ (от лат. sub — под; limo -  нести) - термин  означающий зрелый механизм  психологической защиты, преобразующий  энергию либидозных (сексуальных, любовных) переживаний, сопряженные с внутренними или внешними конфликтами в энергию творческую, в социально приемлемую, нравственно одобряемую и выраженную культурно санкционированными средствами.

 

СУБЪЕКТ (от лат. subjectum — подлежащее), семантическая категория со значением производителя действия или носителя состояния – (психол.) активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект. Субъект - носитель деятельности, сознания и познания (абр. S).

 

СУЖДЕНИЕ - форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из которых одно (субъект) определяется и раскрывается через другое (предикат); основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

 

СУПЕР ЭГО (от лат. super - над, выше - Ego – я - Сверх-Я)  – один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда, высшая инстанция в ее структуре, выполняющая роль внутреннего цензора, совести, идеала. Представляет собой складывающуюся под влиянием воспитания, систему моральных и культурных норм, принятых в данном обществе и усвоенных личностью.

 

СУЩНОСТЬ (от лат. essentia) - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи.  (внутренняя основа, содержание, суть чего-то – ред. авт).

 

СХЕМА (греч. schema – наружный вид) - фигура; форма, набросок, образец, обобщенный образ.  В философии И. Канта, схема - метод, необходимый для того, чтобы сделать наглядным абстрактное понятие при помощи замещающих его наглядных представлений. (психол.) Ж. Пиаже - типичная и повторяющаяся последовательность действий и операций, наблюдаемая в способах приспособления организма к условиям среды. Применительно человека - внутренняя интеллектуальная психологическая структура, управляющая организацией мышления и поведения в различных ситуациях.

 

СХЕМАТИЗАЦИЯ - сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

 

Наверх