Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

 

 

КАТАТОНИЯ (от греч. katatonos ― напряженный) психомоторный синдром, характеризующий двигательные / поведенческие нарушения, включая неподвижность (ступор), замкнутость;

 

КАТЕГОРИЯ (от греч. kategoria ― высказывание; признак) ― предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания;

 

КАТЕГОРИЗАЦИЯ (от греч. kategoria ― высказывание; признак) ― мыслительная операция, направленная на формирование понятий, предельно обобщающих и классифицирующих результаты познавательной деятельности человека / ред. авт. ... когнитивный процесс, обеспечивающий распознавание и выявление у объектов прототипных примеров понятий;

 

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (от англ. attribution ― приписывание, наделение + лат. causa ― причина) ― явление межличностного восприятия, заключающееся в приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий;

 

КВАЗИПОТРЕБНОСТЬ (квази ― латин. quasi ― яко бы, как будто) ― потребность, требующая своего немедленного удовлетворения / ред. авт. ... у Ф.С. Перлза, как бы потребность;

 

КВАЗИКОММУНИКАЦИЯ (лат. quasi ― яко бы, как будто) ― коммуникация, в ходе которой происходит сужение смыслового пространства информации в рамках содержания предмета;

 

КЛАСС ― совокупность изолированных частей, объектов, предметов с одним или несколькими общими свойствами или признаками, образующих целое;

 

КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis ― разряд и лат. facere ― делаю, раскладываю) ― многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия, результатом которого является систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов;

 

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. cognitive psychology) ― современное направление в исследовании познавательных явлений. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Область исследований и знаний, а также совокупность многих дисциплин, которые изучают преимущественно интеллект, но делаются попытки охватить всю психическую сферу;

 

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ (от лат. cоgnitiо ― знание и греч. stylos ― букв. остроконечная палочка для письма, затем манера письма, своеобразие слога, склад речи и т.д.) ― термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения относительно устойчивых характеристик познавательной деятельности, познавательных стратегий, заключающихся в своеобразных приемах и способах получения, переработки, хранения, воспроизведения и контроля информации;

 

КОГНИТИВНАЯ КАРТА (англ. Cognitivemap)― субъективное представление о пространственной организации внешнего мира / ред. авт. … представления о пространственных отношениях между объектами, их положении в среде;

 

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (от лат.: cognitiо ― познание и dissonantia ― «несозвучность, нестройность, отсутствие гармонии») ― переживание дискомфорта, вызванное столкновением в сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей, убеждений / ред. авт. ... впервые введено Леоном Фестингером в 1957 году;

 

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ (от лат.: cognitiо ― познание) ― психологическая характеристика познавательной сферы человека, отражающая степень категориальной расчлененности сознания субъекта, определяемая количеством оснований для классификации, которыми сознательно или неосознанно пользуется субъект при дифференциации объектов какой-либо содержательной области;

 

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ― понятие, введенное в теории аналитической психологии К. Г. Юнга., согласно которой оно представляет собой структурный уровень человеческой психики, содержащий наследственные элементы, содержанием которых является весь эффективный и оптимальный человеческий опыт;

 

КОММУНИКАТИВНОСТЬ (лат. communicativus ― относящийся к передаче, сообщению) ― общая способность кодировать, декодировать, перекодировать передаваемую информацию таким образом, чтобы она без искажений (или шумов) была принята и декодирована реципиентом в оптимальных условиях;

 

КОМПЕНСАЦИЯ (от лат. Compensation ― возмещение) ― возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций;

 

КОМПЛЕКС (лат. complexus ― связь, сочетание)― вытесненные в подсознание эмоционально заряженная группа идей или образов, структурированных вокруг сердцевины, имеющей своим источником один или более архетипов и характеризующейся общим эмоциональным настроем, накладывающая отпечаток на поведение, вне зависимости, сознает человек это или нет;

 

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ― понятие индивидуальной психологии Альфреда Адлера, обозначающее совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой / ред. авт. ...Преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности развивается на основе ощущения собственной недостаточности, присущего каждому ребенку и являющегося важнейшей мотивирующей силой развития личности;

 

КОНВЕРГЕНЦИЯ (от лат. con ― вместе и vergo ― склоняю, сходящееся движение) ― опознание объекта по его качественно разным свойствам, в физиологии ― сведение зрительных осей на фиксируемом объекте или в одну точку зрительного пространства / ред. авт. … прибл. к русск. синтез по низкочастотному признаку;

 

КОНКРЕТИЗАЦИЯ (от лат. concretus ― сгущённый, уплотнённый, сложившийся) ― включение изучаемого явления (понятия, события и т.п.) через абстрактное понятие в многообразие действительных связей и отношений;

 

КОНСТАНТНОСТИ ЗАКОН (от лат. constans ― постоянный) ― один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия;

 

КОНСТАНТА ВЕБЕРА ― постоянная величина, выражающая отношение того приращения раздражителя к его исходному уровню, которое вызывает ощущение минимального изменения раздражителя / ред. авт. Формула: k = ΔR/R , где: k ― константа, значение которой зависит от вида ощущений; ΔR ― изменение раздражителя, необходимое для обнаружения едва заметного различия в стимуляции; R – величина раздражителя;

 

КОНТРОЛЬ (от лат. contra ― против и rotulus ― свиток, список, ведущийся в двух экземплярах) ― операция внимания, по сверке текущего действия с его нормативными характеристиками / ред. авт. … одна из функций управления (воля), с целью обеспечения оптимального функционирования;

 

КОНСТРУКТ ЛИЧНОСТНЫЙ (от лат. constructio ― построение) ― понятие предложено Дж. Келли и означает, особое субъективное средство, созданное самим человеком, проверенное им на практике, помогающее воспринимать и понимать (конструировать) окружающую действительность, прогнозировать и оценивать события / ред. авт. ...по своему содержанию личностный конструкт отражает характер интерпретации человеком элементов окружающего мира (событий, явлений, людей) как сходных между собой и в то же время отличных от других;

 

КОНТЕКСТ (от лат. contextus ― соединение, связь) ― обстоятельства (условия, обстановка, процесс), в которых осуществляется событие и тем обеспечивающее значение для всего содержания текста;

 

КОНФАБУЛЯЦИЯ (от лат. confabulari ― болтать, рассказывать) ― искажение ранее пережитых событий, замещение их или заполнение пробелов памяти домыслами, фантазиями. Разновидность ложных воспоминаний, «галлюцинации воспоминания» / ред. авт. …больные сообщают о вымышленных событиях, в действительности не имевших места в период, о котором идет речь. Различают мнестические (при амнезии) и фантастические (при парафрении и спутанности сознания) конфабуляции. Мнестические конфабуляции разделяют на проецируемые в прошлое (экмнестические) и мнемонические (относящиеся к настоящему времени);

 

КОНФЛИКТ ― наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон;

 

КОНФОРМИЗМ (лат. conformis ― подобный, сообразный, сходный)процесс изменения аттитюдов, мнений, восприятия, поведения индивида в сторону согласия с группой в ответ на реальное или воображаемое групповое давление в ситуациях, когда нет прямого требования соглашаться с группой;

 

КОНФОРМНОСТЬ (от лат. conformis ― подобный, сообразный) ― податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его установок и поведения в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства / ред. авт. …особой разновидностью той же зависимости является негативизм (нонконформизм) ― стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения;

 

КОНФОРМНЫЙ ТИП (лат. conformis ― подобный, сообразный, сходный) ― тип акцентуаций характера, характеризующийся некритичностью ко всему, что привычно в окружении и предубежденное неприятие всего, что исходит от людей не своего круга / ред. авт. … такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненногостереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированы и неконфликтны. Их увлечения и сексуальная жизнь определяются социальным окружением. Вредные привычки зависят от отношения к ним в ближайшем социальном круге, на который они ориентируются при формировании своих ценностей;

 

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio ― понимание, система) ― аргументированная система взглядов, выражающая определённый способ представления, понимания, трактовки изучаемого явления;

 

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА (англ. IQ ― intelligencequotient) ― количественный показатель, указывающий на общий уровень психического развития индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста IQ = УМ / БВ х 100% ― отношение умственного возраста к биологическому, выраженное в процентах;

 

КРЕАТИВНОСТЬ (от лат. сreatio ― создание, сотворение) ― общая способность, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей, включающая в себя повышенную чувствительность к дефициту или противоречивости информации, действий по их определению проблемы, поиску её решения на основе выдвижения гипотез, их проверке и изменению, формулированию результата решения (П. Торренс) / ред. авт. ...готовность к реализации своих способностей;

 

КРИВАЯ ЗАБЫВАНИЯ ― эмпирически установленная зависимость количества сохраненного материала в памяти от времени / ред. авт. … в классическом варианте получена с помощью метода сбережения Г. Эббингауза;

 

КРИПТОМНЕЗИИ (от греч. κρυπτός ― скрытый и Mnesis ― воспоминание) ― симптом расстройства памяти, при котором стирается грань между имевшим место в действительности, реальными событиями и событиями, о которых больной слышал от окружающих, читал или увидел во сне. Нередко криптомнезия является причиной поступков, трактуемых как плагиат;

 

КРИТЕРИЙ (от греч. kriterion ― средство для суждения) ― признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация явления / ред. авт. … мера суждения;

 

КУЛЬТУРА ― созданная человечеством «вторая природа»: материальные и духовные предметы, совокупность всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований и т.д.;

 

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ(от лат. conceptio  понимание, система) ― система научных представлений, раскрывающих процесс и средства присвоения культурного опыта субъектом, задающих предмет и метод, принципы психологической науки, в познании, формировании и развитии психических функций / Лев Семенович Выготский

 

Наверх