Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки — зафик­сированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движени­ем (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напря­жение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так, например, образы и мысли — пред­ставления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — уда­рить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в про­странстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, паде­ние. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и. кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т. е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской пе­реживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсут­ствием активной связи между мыслью — представлением, планирова­нием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (мо­дели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окра­шенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивно­стью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, кон­кретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отноше­ния к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с други­ми методами в качестве батарейного инструмента исследования.

 

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".

 

 

Показатели и интерпретация

 

Положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен по сред­ней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться каран­дашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражение) трактуется как высокая самооценка, как недовольст­во своим положением в социуме, недостаточностью признания со сто­роны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тен­денция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуве­ренность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, от­сутствие тенденции к самоутверждению.

 

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, дей­ственности: почти все, что обдумывается, планируется — осуществляет­ся или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не 'до­водится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации сво­их тенденций.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлени­ям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов ре­ализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить до­полнительно.)

Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисующего («а себя), трактуется как эгоцентризм.

 

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза.

Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнитель­но с другими показателями и их сочетанию определяется, предприни­мает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмо­циональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсут­ствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (бол­тливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, осо­бенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасе­ний и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в боль­шинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Об­ратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ре­сницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внеш­ней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значе­ния. Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возмож­но, и эрудицию) в себе и окружающих.

 

На голове также бывают расположены дополнительные детали: напри­мер, рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими при­знаками — когтями, щетиной, иглами — характер -этой агрессии: спон­танная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие приче­ски — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориенти­ровка на свою сексуальную роль.

 

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент).

Рассматривается основательность этой части по отношению к разме­рам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия ре­шения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существен­ные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неоснова­тельность суждений, иногда импульсивность принятия решения (осо­бенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соеди­нение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соеди­нены вовсе — это характер контроля за своими рассуждениями, выво­дами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и ус­тановок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнооб­разие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

 

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.

Могут быть функцио­нальными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупаль-цы, детали панцыря, перья, бантики вроде завитушек — кудрей; цвет-ково-функциональные детали — энергия охвата разных областей чело­веческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению дета­ли-символа — крылья или щупальцы и т. д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружаю­щих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлинных перьев).

 

Хвосты

 Выражают отношение к собственным действиям, решени­ям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, поверну­ты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отно­шение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная ок­раска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверен­но, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольст­во собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоя­щие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пыш­ные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

 

Контуры фигуры

 Анализируются по наличию или отсутствию вы­ступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это зашита от окружающих, агрессивная - если она выполне­на в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направлен­ность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, про­тив лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуще­ствить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учи­телей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчи­ненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифферен­цированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположен­ные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

 

Общая энергия

 Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о приду­манном несуществующем животном (тело, голова, конечности или те­ло, хвост, крылья и т. п,): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и услож­няющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обратный же ха­рактер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это неэнергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продав-ленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обра­тить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен та­ким образом (т. е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккурат­ность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, за-чернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

 

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейт­ральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире^ как бы инденти-фикация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого ри­сующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на ли­цо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоцио­нальной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечи-вания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.

 

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и ха­рактером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной де­талью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые сим­волы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание так­же на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание .давать сведения о себе окружающим, на­конец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

 

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропелле­ра, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается .чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

 

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетаю­щихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лоша­ди, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая^ существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несущест вующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из эле­ментов, а не целых заготовок.

 

Название может выражать рациональное соединение смысловых ча­стей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое — рациональность, кон­кретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстра-тивность, направленная главным образом на демонстрацию собствен­ного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неу­мение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.)— при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно по­вторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.). Склон­ность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлинейными названиями («аберосинотиклирониния» и т. п.).

Наверх