Школа Современных
Психотехнологий
8 (495) 391-89-67 / 8 (903) 111-66-40
«Школа современных
психотехнологий»
проводит подготовку специалистов в области проведения специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа.
Узнать больше

Опросник изучения темперамента Я. Стреляу

Видный польский психофизиолог Ян Стреляу на основе дифференциально-психофизиологической концепции Павлова-Теплова разработал тест, направленный на измерение трех основных характеристик нервной системы:  уровня и силы процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности.

Тест содержит три шкалы и состоит из 134 вопросов, предполагающих один из 3-х вариантов ответа: «да», «не знаю (?)» и «нет». Для проведения теста достаточно иметь тестовый буклет со стандартной инструкцией и перечнем вопросов, а также стандартный ответный лист, в котором рядом с номером пункта заносятся крестики в одну из трех возможных позиций, соответствующую варианту ответа.

Каждый вопрос отнесен автором к одной из трех шкал: 45 к первой, 44 ко второй и 45 к третьей. Большинство вопросов является прямыми, то есть подразумевают ответ "да".  Но есть и обратные. В таком случае подразумевается ответ"нет".

 

Инструкция

 «Дорогой друг! Вам будет предложено несколько вопросов об особенностях Вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Работайте быстро, не тратьте слишком много времени на обдумывание ответа – наиболее интересна Ваша первая реакция. На вопросы можно ответить "да"6 "нет", ? (не знаю). Отвечайте "не знаю" лишь в тех случаях, когда вам трудно выбрать "да" или "нет". По каждому вопросу ставьте крестик под той позицией в бланке для ответов, которая соответствует Вашему ответу. Не пропускайте какого-либо вопроса! Работайте внимательно! Начинайте.»

 

Текст опросника 

1. Легко ли Вы сходитесь с людьми?

2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до тех пор, пока не получите соответствующего распоряжения?

3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы?

4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли Вы во время спора от неделовых, эмоциональных аргументов?

6. Легко ли Вам втянуться в работу после длительного перерыва, например, после отпуска или каникул?

7. Забываете ли Вы об усталости, если работа Вас полностью "поглощает"?

8. Способны ли Вы, поручив кому-либо определенную работу, терпеливо ждать ее окончания?

9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?

10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят?

11. Легко ли Вы возвращается к работе, которой Вы не занимались несколько недель или месяцев?

12. Умеете ли Вы терпеливо объяснять?

13. Любите ли Вы работу, требующую умственного напряжения?

14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?

15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?

16. Способны ли Вы, когда требуется, воздержаться от проявления своего превосходства?

17. Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение?

18. Ведете ли Вы себя естественно в присутствии незнакомых людей?

19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?

20. Умеете ли Вы, когда требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?

21. Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу?

22. Влияет ли обычно окружение на Ваше настроение?

23. Способны ли Вы стойко переносить поражение?

24. Разговариваете ли Вы в присутствии кого-то, чьим мнением особенно дорожите, столь же свободно, как обычно?

25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в Вашем распорядке дня?

26. Есть ли у Вас на все готовые ответы?

27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важного для себя решения (например, результата экзаменов, поездка за границу)?

28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул и т. п. ?

29. Обладаете ли Вы так называемой "быстрой реакцией"?

30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке и манере есть людей более медлительных?

31. Быстро ли Вы засыпаете?

32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах?

33. Легко ли Вам испортить настроение?

34. Трудно ли Вам оторваться от работы?

35. Умеете ли Вы воздерживаться от работы, если это мешает другим?

36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?

37. Легко ли Вы срабатываетесь с людьми?

38. Всегда ли Вы, когда Вам предстоит что-нибудь важное, обдумываете свои поступки?

39. В состоянии ли Вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора?

40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками?

41. Воздерживаетесь ли Вы от ненужного спора с человеком, который неправ?

42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?

43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других?

44. Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы?

45. Можете ли Вы работать ночью, если работали днем?

46. Быстро ли Вы читаете беллетристику?

47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?

48. Умеете ли Вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства?

49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?

50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной реакции?

51. Трудно ли Вам работать при шуме?

52. Умеете ли Вы, когда необходимо, воздержаться от того, чтобы "резать правду-матку"?

53. Успешно ли Вы справляетесь с волнением перед экзаменом, встречей с начальником?

54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?

55. Любите ли Вы частые перемены?

56. Восстанавливает ли Вам силы ночной отдых, после того как вы тяжело работали весь день?

57. Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжительный срок разнородных действий?

58. Самостоятельно ли Вы обычно боретесь с трудностями?

59. Перебиваете ли Вы собеседника?

60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего?

61. В состоянии ли Вы напряженно работать (заниматься)?

62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний?

63. Имеет ли для Вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т.п. ?

64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к другому?

65. Взвешиваете ли Вы все "за" и "против" перед тем, как принять важное решение?

66. Легко ли Вы преодолеваете препятствия?

67. Не заглядываете ли Вы в чужие письма, вещи?

68. Скучно ли Вам во время всегда одинаково протекающих действий, занятий?

69. Соблюдаете ли Вы правила поведения в общественных местах?

70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений, жестикуляции?

71. Любите ли Вы оживленную обстановку?

72. Любите ли Вы деятельность, требующую определенных усилий?

73. В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи?

74. Любите ли Вы занятия (работу), требующую быстрых движений?

75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?

76. Встаете ли Вы если нужно, сразу после того, как проснулись?

77. Способны ли Вы, если требуется, закончив порученную Вам работу, терпеливо ждать, пока не окончат свою работу другие?

78. В состоянии ли Вы, после того как увидите что-либо неприятное, действовать столь же четко, как обычно?

79. Быстро ли Вы просматриваете ежедневные газеты?

80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?

81. Можете ли Вы, не выспавшись, нормально работать?

82. В состоянии ли Вы работать длительное время без перерыва?

83. В состоянии ли Вы работать, если у Вас болит голова, зуб, и т. п. ?

84. В состоянии ли Вы, если это необходимо, спокойно кончить работу, зная что Ваши товарищи развлекаются или ждут Вас?

85. Отвечаете ли Вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы?

86. Говорите ли Вы обычно быстро?

87. Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей?

88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием убедительных аргументов?

89. Терпеливы ли Вы?

90. Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медлительного человека?

91. Умеете ли Вы так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять несколько совместных действий?

92. Может ли веселая компания изменить Ваше подавленное настроение?

93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий?

94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая на улице?

95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций?

96. Сохраняете ли Вы спокойствие, когда страдает кто-либо из близких Вам людей?

97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных ситуациях?

98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или незнакомой компании?

99. Можете ли Вы сразу же прервать разговор, если это требуется?

100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других?

101. Любите ли Вы часто менять род работы?

102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее?

103. Воздерживаетесь ли Вы от неуместных улыбок?

104. Начинаете ли Вы сразу работать интенсивно?

105. Решаетесь ли Вы выступить против общепринятого мнения, если Вам кажется, что Вы правы?

106. В состоянии ли Вы преодолеть временную депрессию?

107. Засыпаете ли Вы с трудом, сильно устаете от умственного труда?

108. В состоянии ли Вы спокойно ждать, например, в очереди?

109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?

110. В состоянии ли Вы спокойно аргументировать во время резкого разговора?

111. В состоянии ли Вы мгновенно реагировать в сложных положениях?

112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят?

113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?

114. Умеете ли Вы интенсивно работать?

115. Охотно ли Вы меняете место развлечений?

116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?

117. Спешите ли Вы на помощь в несчастных случаях?

118. Воздерживаетесь ли Вы от нежелательных выкриков и жестов на спортивных матчах, в цирке и т. п. ?

119. Любите ли Вы работу (занятия), требующие частых разговоров с разными людьми?

120. Владеете ли Вы своей мимикой?

121. Любите ли Вы работу, требующую частых энергичных движений?

122. Считаете ли Вы себя смелым?

123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации?

124. Умеете ли Вы преодолевать уныние, вызванное неудачей?

125. Если Вас об этом просят, в состоянии ли Вы длительное время стоять (сидеть) спокойно?

126. В состоянии ли Вы подавить свое веселье, если это может кого-либо задеть?

127. Легко ли Вы переходите от печали к радости?

128. Легко ли Вас вывести из себя?

129. Соблюдаете ли Вы без труда обязывающие в вашей среде правила поведения?

130. Любите ли Вы выступать публично?

131. Приступаете ли Вы обычно к работе быстро, без длительной подготовки?

132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?

133. Энергичны ли Вы в движениях?

134. Охотно ли Вы выполняете ответственную работу? 

 

Ключи:

1 шкала: ответ "да": 3, 4, 7, 11, 13, 15, 18, 19, 21, 23, 24, 32, 39,  45,  56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102,  105,  106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134

ответ "нет": 47, 51, 107, 123

2 шкала: ответ "да": 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 41, 48,  50,  52, 53, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129

ответ "нет": 17, 34, 36, 59, 67, 128

3 шкала: ответ"да": 1, 6, 9, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131

ответ"нет": 25, 57, 63, 116

 

Значения средних и стандартных отклонений:

1 шкала    М= 37         S=12

2 шкала    M= 32         S=11

3 шкала    M= 36         S=12

Высокий балл - выше границы M+S,  низкий балл - ниже  границы M-S.

 

Интерпретация результатов:

1а: Высокий балл по первой шкале отражает высокий уровень силы процесса возбуждения, испытуемые с сильной реакцией на внешние раздражители, способностью к осуществлению эффективной деятельности в ситуациях, требующих энергичных действий: не обнаруживая признаков запредельного торможения, нервная система выдерживает длительное и часто повторяемое возбуждение.

1б: Низкий балл по первой шкале указывает на слабость возбуждения, быстрое достижение запредельного торможения.

2а: Высокий балл по второй шкале отражает силу нервной системы по отношению к процессам торможения, быстрое и прочное установление тормозных условных рефлексов, способность к отказу от активности в условиях запретов.

2б: Слабость процессов торможения вызывает затруднения в развитии тормозных рефлексов, возможная склонность к неадекватным, импульсивным действиям в ситуациях, требующих отказа от активности.

3а: Высокая подвижность отражает способность нервной системы к быстрой переделке знаков раздражителей (из  возбуждающего рефлекса в тормозной и наоборот), способность к быстрой перестройке при столкновении с новой ситуацией, готовность и желание взаимодействовать с новыми предметами и явлениями.

3б: Низкая подвижность указывает на высокую инертность нервной системы в переучивании знаков раздражителей, для индивида затруднен переход к новым навыкам, он часто избегает новых ситуаций

 

Описание типов темперамента по Я. Стреляу:

1. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии. Это сангвиник (лабильный тип ВНД).

У сангвиника положительные условно-рефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.

2.  Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип. Это флегматик (инертный тип ВНД).

У флегматика положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Флегматик сравнительно легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

3. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах. Это холерик (возбудимый тип ВИД).

Холерик характеризуется сильными условными реакциями, подверженными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленней, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых
центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее, чем у сангвиника и флегматика.

4. Слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов. Это меланхолик (тормозной тип ВИД).

Пониженная деятельность коры у меланхолика сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в пониженных эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабы. Условные реакции образуются медленно, после многих сочетаний безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая, замедленная. Слабый тип нервной системы является благоприятной почвой для возникновения нарушений деятельности коры (особенно в детском возрасте).

 

Регистрационный бланк

Ф.И.О.___________________________________ подразделение _____________________ дата ______________________

 

1

 

21

 

41

 

61

 

81

 

101

 

121

 

2

 

22

 

42

 

62

 

82

 

102

 

122

 

3

 

23

 

43

 

63

 

83

 

103

 

123

 

4

 

24

 

44

 

64

 

84

 

104

 

124

 

5

 

25

 

45

 

65

 

85

 

105

 

125

 

6

 

26

 

46

 

66

 

86

 

106

 

126

 

7

 

27

 

47

 

67

 

87

 

107

 

127

 

8

 

28

 

48

 

68

 

88

 

108

 

128

 

9

 

29

 

49

 

69

 

89

 

109

 

129

 

10

 

30

 

50

 

70

 

90

 

110

 

130

 

11

 

31

 

51

 

71

 

91

 

111

 

131

 

12

 

32

 

52

 

72

 

92

 

112

 

132

 

13

 

33

 

53

 

73

 

93

 

113

 

133

 

14

 

34

 

54

 

74

 

94

 

114

 

134

 

15

 

35

 

55

 

75

 

95

 

115

 

 

16

 

36

 

56

 

76

 

96

 

116

 

 

17

 

37

 

57

 

77

 

97

 

117

 

 

18

 

38

 

58

 

78

 

98

 

118

 

 

19

 

39

 

59

 

79

 

99

 

119

 

 

20

 

40

 

60

 

80

 

100

 

120

 

 

 

Наверх