Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

      Пытаясь соединить воззрения Павлова и Юнга, Айзенк предложил в качестве базисных два параметра индивидуальности: экстраверсию-интроверсию, нейротизм-эмоциональную стабильность. Эта дифференциальная концепция основана на эмпирическом выделении двух типов невротических расстройств: истерического невроза, который свойственен лицам холерического темперамента (нестабильным экстравертам) и невроза навязчивых состояний, который свойственен лицам меланхолического темперамента ( нестабильным интровертам). Соответствие типам темперамента по Гиппократу (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик) задано самим Айзенком.

         Айзенк (1964) связывает экстраверсию и нитроверсию со степенью возбуждения и торможения в центральной нервной системе, рассматривая этот фактор как некий результат балансов процессов возбуждения и торможения, являющийся в значительной мере врожденным. В работе 1967 г. "Биологические основы индивидуальности" Айзенк предложил нейрофизиологическую интерпретацию своих факторов: высокий балл по шкале "нейротизма" соответствует снижению порога активации лимбической системы (специфическая активация - в этом смысле повышенная "эмоциональная нестабильность" реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в ответ на колебания организмических потребностей и состояний), в то же время высокий балл по шкале "интроверсия" соответствует снижению порога активации ретикулярной формации (неспецифическая активация - в этом смысле интроверты испытывают более высокую активацию в ответ на экстероцептивные (внешние) раздражители). Эти представления в какой-то мере соответствуют тому представлению об "уровнях активации", который был сделан советскими психофизиологами (Небылицын, 1976).

        Феноменологически в поведении экстраверты проявляют себя как "возбудимые и подвижные", а "интроверты" - как заторможенные и инертные.

По Айзенку, экстраверт общителен, любит вечеринки, имеет много друзей, не любит сам читать и учиться. Он жаждет возбуждения, рискует, действует под влиянием момента, импульсивен. Экстраверт любит каверзные шутки, не лезет в карман за словом, обычно любит перемены. Он беззаботен, добродушно весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчив. Его эмоции и чувства строго не контролируются, и на него не всегда можно положиться.

      В противоположность экстраверту интроверт спокоен, застенчив, интроспективен. Он предпочитает общению с людьми книгу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует свои действия заранее. Не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. На интроверта можно положиться. Он несколько пессимистичен, высоко ценит этические нормы.

Фактор нейротизма или нестабильности результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Он свидетельствует об эмоционально-психической устойчивости или неустойчивости, стабильности или нестабильности и рассматривается в связи с врожденной лабильностью вегетативной нервной системы. Фактор нейротизма представляет собой параметр, в соответствии с которым всех индивидов можно расположить в ряд, на одном полюсе которого находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. С помощью инструкции на имитацию "идеального Я" было показано, что шкала нейротизм линейно отрицательно связана с социальной желательностью (желателен полюс "стабильность") в этом недостаток шкалы, особенно в ситуации экспертизы. Кроме того, шкала нейротизма не защищена от систематической ошибки вследствие возможной позиционной тактики ответа испытуемого (все вопросы - прямые). Эти недостатки присущи основному исходному варианту опросника Айзенка.

В настоящее время разработано и апробировано 2 взрослых варианта (А и Б) и детский, состоящий из 60 пунктов. 24 вопроса по шкале экстраверсии-интроверсии, 24 по шкале нейротизма и 12 по шкале лжи. Шкала лжи введена для выявлениЯ обследуемых с "желательной реактивной установкой", т.е. с тенденцией реагировать на вопросы таким образом, чтобы получились желаемые для обследуемого результаты. При обработке результатов подсчет баллов проводится в первую очередь по шкале лжи. Если результат выше 5, то результаты считаются недостоверными и не интерпретируются. Оценка выраженности исследуемых характеристик производится по следующим таблицам:

экстраверсия-интроверсия

интроверсия

 

экстраверсия

значительная

умеренная

умеренная

значительная

1-7

8-11

12-18

19-24

 

нейротизм

стабильность

 

нестабильность

высокая

средняя

высокая

очень высокая

до 10

11-14

15-18

19-24

Можно также пользоваться кругом Айзенка или специальными таблицами типов, разработанными Маталиной Т.В. (Санкт-Петербург, "Лучшие психологические тесты", 1992 г.).

Пользуясь данной методикой, можно определить тип темперамента и преобладающие черты характера. Как правило, типы темперамента в жизни в чистом виде не встречаются, и можно говорить только о преобладающем сочетании.

САНГВИНИК - быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богата, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей , творческой деятельности у сангвиника вырабатывается поверхностность и непостоянство.

ХОЛЕРИК - порывист. Отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Проявления холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, аффективности.

У ФЛЕГМАТИКА новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д., в других - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Реакция МЕЛАНХОЛИКА часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях меланхолик человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

 

Инструкция

Дорогой друг!

Вам будет предложено несколько вопросов об особенностях Вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. Содержание отдельных вопросов не анализируется, важен только итоговый результат. На вопросы следует отвечать поочередно. не возвращаясь к предыдущим ответам. Работайте быстро, не тратьте слишком много времени на обдумывание ответа - наиболее интересна Ваша первая реакция. На вопрос можно ответить "да" или "нет". Выбранный Вами ответ на каждый вопрос следует отметить в бланке для ответов крестиком под выбранной позицией. Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте!

 

Стимульный материал

  1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
  2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
  3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?
  4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
  5. Часто ли у тебя меняется настроение?
  6. Верно, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
  7.  Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
  8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
  9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
  10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
  11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?
  12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
  13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен чем-нибудь?
  14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь "нет")?
  15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
  16. Тебе можно доверить любую тайну?
  17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
  18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) бьется сердце?
  19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
  20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
  21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
  22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
  23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
  24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
  25. Ты обычно весел и всем доволен?
  26. Обидчив ли ты?
  27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
  28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
  31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
  32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
  33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
  34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
  35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
  36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
  37. Тебе часто снятся страшные сны?
  38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
  41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно для обдумывания?
  42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
  43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
  44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
  45. Тебе трудно ответить "нет", когда тебя о чем-то просят?
  46. Ты любишь часто ходить в гости?
  47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
  48. Бывал ли ты когда-нибудь груб с родителями?
  49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
  50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
  51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
  52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
  53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
  54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?
  56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?
  57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ ?
  58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
  59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
  60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав? 

 

 

Ключи:

Экстраверсия-интроверсия

"да": 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57

"нет": 6, 33, 51, 55, 59

Нейротизм

"да": 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60

Ложь

"да": 8, 16, 24, 28, 36, 44,

"нет": 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48

 

Интерпретация

 

Характерологические проявления поведения личности

Пути коррекции поведения личности

Тип № 1 Э: 0-4; Н: 0-4

Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не' отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен.

Руководителей беспокоит мало, страдает от невнимания руководящего состава. Главное в подходе - повысить самооценку посредством подчеркивания ценности таких качеств, как скромность, хладнокровие. Желательно давать возможность выбора темпа работы.

Тип № 2 Э: 21-24 Н: 0-4

Радостный, общительный, разговорчивый, любит быть на виду, оптимист, верит в успех. В работе поверхностен, увлекается, но быстро теряет интерес к работе. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну.

Поощрять трудолюбие, использовать склонность к новизне. Исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованности предлагая оригинальные задания, вовлекая в работу над новыми, ранее не разработанными проектами.

Тип № 3 Э: 21-24 Н 21-24

Активен, честолюбив, насмешлив. Стремится общаться со всеми надменно, очень честолюбив, в случае несогласия с позицией руководителя принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия и критики в свой адрес. Психические процессы неуравновешенны. Эмоционально неустойчив. Обидчив. Конфликтен. Злопамятный. Имеет психосоматические заболевания. Быстро утомляем.

Основная тактика - подчеркнутое уважение. Взаимоотношение следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. Не следует выяснять отношения в момент конфликта. Желательно акцентировать внимание проблеме, возможности решения проблем без эмоционального напряжения. При затяжных конфликтах целесообразно от этого сотрудника избавиться..

Тип № 4 Э: 0-4 Н: 21-24

Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Нуждается в опеке, высокоранимый. Адаптация к новым условиям деятельности длительна, поэтому действия замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель, склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию. Необщителен, поэтому оценки и самооценки имеет отличные от социального окружения.

В общении поддерживать, по возможности ограждать от насмешек. Выделять, поощрять положительные качества - вдумчивость, аккуратность. Наиболее целесообразно использовать на монотонной работе, не требующей активного общения, строгой регламентации. Трудно переносит включение в жесткую систему субординации. Необходимо активизировать интерес к окружающим, исподволь сводить с людьми доброжелательно -энергичными.

Тип № 5 Э: 0-4 Н: 5-8

Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинтересованности в улучшении своего социального и материального положения, как следствие этого имеет низкие показатели по основной деятельности. Послушно-безраличен. Направлен на выдуманные или вычитанные противоречия.

Остро нуждается в повышении самооценки путем поощрения, что разрушает безразличие, повышает уровень притязаний, а следовательно качество работы. Необходимо увлекать работой, поощрять сильные стороны

Тип № 6 Э: 0-4 Н: 17-20

Сдержанный, робкий, чувствительный, теряется в незнакомой обстановке, ситуации. Неуверенный, мечтательный, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен, не склонен к панике, и драматизации ситуации. Склонен к фантазиям,' бывает нерешителен.

 

Стараться поддерживать, подчеркивать перед сослуживцами положительные качества - серьезность, воспитанность, чуткость, необходимо увлекать идеей, решением какой-либо проблемы, поощрять найденные решения. Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.

Тип № 7 Э: 0-4 Н: 9-16

Скромный, активный, направленный на дело сотрудник. Справедливый преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив, предпочитает оставаться в тени, большие компании избегает. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато-морализирующий. По природе подчиняем.

 

В деятельности желательно предоставлять больше инициативы, свободный режим - это активизирует его деятельность. Постараться на основе доверия важных дел раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке. Избегать публичной, критики. Внушать уверенность в своих силах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет

Тип № 8 Э: 5-8 Н: 0-4

Спокойный, склонный к общению сотрудник. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит жить "как все". Во взаимоотношениях ровен, по глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов

Главная задача - активизировать деятельность, поручать решение различных возможно самостоятельных, творческих задач. Поощрять успехи. Необходимо общение со стороны руководства. Использовать на работе в группе. Самостоятельного, ответственного участка целесообразно не давать

Тип № 9 Э: 9-16 Н:0-4

Активный, жизнерадостный, общительный сотрудник. В общении не разборчив, что может привести к попаданию в асоциальные группы, вследствие плохой сопротивляемости. Склонен к новизне, любознателен. Может плохо строить адекватные самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен. Уравновешен

Необходим контроль, мобилизация на выполнение поставленных задач. Установить доброжелательные отношения, дать понять, что за ним наблюдают. При необходимости оказывать помощь в планировании деятельности. Фиксировать сроки выполнения поставленных задач, объемы, жестко контролировать выполнение.

Тип№ 10 Э: 17-20 Н: 0-4

Артистичен. Любит развлекать. Не достаточно настойчив в выполнении поставленных задач. Общителен с сослуживцами и клиентами. В своих чувствах не глубок. Уравновешен. Поверхностен в работе. Начатое может не доводить -до конца.

Поддерживать усилия направленные на достижение целей. Ставить новые, интересные задачи (у самого хватает инициативы выбрать цель, но не хватает упорства). Поощрять артистизм. Контролировать выполнение задания

Тип№ 11 Э: 21-24 Н: 5-8

 

Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Часто эгоистичен. Имеет организаторские способности

Поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но необходим контроль. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение заставит избавиться от лени, неаккуратности. . Можно допускать критику в присутствии сослуживцев, но не подчиненных.

 

Тип № 12 Э: 21-24 Н: 9-16

Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен, влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен.

Лидер по натуре, как эмоционального, так и делового плана. Необходимо поддерживать лидерские усилия; помогать и направлять в деловом и личностном плане.

Тип № 13 Э: 21-24 Н: 17-20

Сложный тип, тщеславен, энергичен, жизнерадостен. Как правило не имеет высокой духовной направленности. Погружен в житейские радости, во главу угла ставит бытовые потребности. Преклоняется перед престижностью, всеми силами стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общителен с клиентами и сотрудниками. Жестко выдвигает, отстаивает свои требования.

Основная стратегия - держать в рамках, не допускать зазнайства, подчинению себе окружающих. Ставить задачи спокойно и твердо, настаивать на точном соблюдении времени и объема выполнения задачи. Можно предложить роль организатора, руководителя, при этом требовать строгого выполнения служебных обязанностей

Тип № 14 Э: 17-20 Н: 21-24

Властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный, наслаждается любым превосходством, язвителен. Склонен к насмешке над более слабым. Мстителен, пренебрежителен в общении. Деспотичен. Легко утомляем.

Нельзя относится равнодушно. Дать возможность занять лидерское положение, однако, при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. Поощрять позитивное отношение к окружающим. Поощрять настойчивость в достижении лидирующего положения в составе группы, службы.

Тип № 15 Э: 9-16 Н: 21-24

Вечно недовольный, ворчливый склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый раздражительный. Завистлив. В делах неуверенный, в отношениях -подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе держится в стороне. Злопамятен, друзей, как правило не имеет. Голос тихий резкий. К язвительности не склонен.

Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения основываясь на мнительности данного человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами. Хорошо выполняет канцелярскую работу - высоко развиты педантичные свойства. Поощрять за точное выполнение служебных обязанностей, делать это в присутствии сослуживцев - это позволит как-то наладить взаимоотношения с сослуживцами.

Тип 16 Э: 5-8 Н: 21-24

Высокочувствительный, недоверчивый, молчаливый, замкнуто-обидчивый тип. Самолюбивый, независимый имеет критический ум. Пессимист. Склонен к обобщенному мышлению. Часто неуверен в себе. По натуре затаенно-страстный.

В подходе желательны: оберегающий режим, поощрения при сослуживцах, доброжелательность, уважительность. Следует поддерживать справедливые критические суждения, но не допускать критиканства. Поощрять стремление в достижении успеха в составе группы, службы.

Тип № 17 Э: 17-20 Н: 5-8

Очень эмоционален, восторженный, жизнерадостный, общительный, влюбчивый. В контактах неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребячлив, пользуется симпатиями окружающих. Фантазер. Не стремится к лидерству. Предпочитает интимно-дружеские связи.

 

Поддерживать положительный настрой, поощрять желание в разработке новых идей. При выполнении обязанностей начальника службы, группы требовать точного соблюдения сроков и объема выполняемых работ, Поощрять настойчивость в достижении успеха в составе группе. Обратить внимание на выработку волевых качеств.

Тип № 20 Э: 17-20 Н: 17-20

Очень демонстративен, не умеет сопереживать, эмоционально беден, любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя целей, ценностей. Престижен. Часто фальшив, практичен.

 

Режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Поощрять стремление достичь успеха в составе группы, службы. Необходим контроль в выполнении объема и качества работ в ненавязчивой форме. Борьбу за первенство необходимо облечь в приемлемую для организации форму.

Тип№ 21 Э: 13-16 Н: 9-12

Очень энергичен, жизнерадостен, "любимец публики". Одарен, артистичен, малоутомляем. Серьезно работать над достижением цели не стремится. Легко все бросает, часто прерывает дружбу. Поверхностен, имеет малый социальный опыт.

 

Требует строгого отношения. В коллективе не стоит выбирать на лидерские должности. Строго требовать выполнение объема и точности выполнения поставленной задачи. Ставя задачи расписывать сроки выполнения, контролировать их выполнение. Поощрять приобретение новых навыков -например изучение иностранного языка. Помогать планировать свой рабочий день.

Тип № 22 Э: 9-12 Н: 9-12

Пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко-требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен, хладнокровен, рассудителен. Ригидный, предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи не выразительны. Малоэстетичен.

 

Создать ощущение заинтересованности в нем руководителей. Следует интересоваться мелочами быта, самочувствием. Использовать присущие черты педантичности, поручая высокоответственную работу. Поощрять за исполнительность. Целесообразно не назначать на руководящие должности, тем более связанные с руководством людьми.

Тип№ 23 Э: 17-20 Н: 9-12

Общительный, активный, инициативный, увлекающийся. Может управлять собой. Умеет • добиваться поставленной цели. Честолюбив, любит лидировать, пользуется доверием окружающих. Хороший организатор. Характер легкий. Эстетичен. Оживленный.

 

Создать возможность лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить, чтобы ставились реальные цели. Поддерживать лидерские качества, по возможности ставить задачи помощи сослуживцам в деликатной форме. Не давать большую служебную нагрузку.

Тип № 24 Э: 13-16 Н: 5-8

Активный, уравновешенный, инициативный, энергичный тип. Привязчив к немногочисленным друзьям. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив. Упорядочен.

Предпочитает спокойное доверительное отношение со стороны сослуживцев и руководства. Требует мало контроля. Желательно отлаживание четких деловых контактов.

Тип № 25 Э: 9-12 Н: 5-8

Активен, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто спокоен, безразличен. Инициативы почти не проявляет, предпочитает действовать по указке. Пассивен в социальных контактах. К эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотонной, кропотливой работе.

 

Желательно спокойно-деловое отношение. Находить и рекомендовать лучше индивидуальные задания. Ставить на должность мало связанную с активным общением с клиентами. Хорошо справляется с административной работой.

Тип№ 26 Э: 5-8 Н: 9-12

Спокоен, уравновешен, терпелив, педантичен. Честолюбив. Целеустремлен. Имеет твердые принципы. Временами обидчив.

Любит доверительное отношение,
спокойный темп работы. Не склонен
к панибратству. Желательно
поощрять при сослуживцах за
аккуратность, исполнительность.
Поддерживать усилия, направленные
на увеличение уверенности в своих
силах - чаще доверять сложные
задачи

Тип № 27 Э: 5-8 Н: 13-16

Уравновешенно-меланхоличный. Тонко чувствительный, привязчивый. Ценит доверительно-интимные отношения, спокойный. Ценит юмор, в целом оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в депрессию. Однако, чаще спокойно-задумчив.

Создать обстановку активно-спокойной деятельности. Желательно избежать жесткой регламентации. Хорошо выполняет работу, связанную с обслуживанием клиентов. С целью увеличения уверенности в своих силах чаще поручать выполнение заданий с высокой степени ответственности.

Тип № 28 Э: 9-12 Н: 17-20

Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло -тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив. Иногда мнителен, самостоятелен в решении относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни.

Рекомендуется направлять усилия на повышении самооценки, укрепления уверенности в себе, в своих силах. Хорошо выполняет работу, связанную с обслуживанием клиентов. Допускается критика, но не в присутствии подчиненных или большого количества сослуживцев.

Тип № 29 Э: 13-16 1Ы7-20

Жестко требователен к окружающим: упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен, общителен, настроение чаще боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.

 

Взаимоотношения строить на основе уважения и высокой требовательности за выполнение своих обязанностей. Возможная критика - является дополнительным стимулом в достижении поставленных целей. Имеет хорошие организаторские способности.

Тип № 30 Э: 17-20 Н: 13-16

Гордый, стремится к первенству. Злопамятен, Стремится к лидерству во всем. Энергичен, упорен, спокойный, расчетливый. Любит риск, непреклонен в достижениях. Не лишен артистизма, хотя и суховат.

 

Не допускать зазнайства. Поддерживать позитивные начинания. Помогать в лидерстве, однако не допускать командный стиль во взаимоотношениях с сослуживцами, нейтрализовать озлобленность, поощряя достижение успеха в составе группы. Помогать в оценке своих возможностей.

Тип№ 31 Э: 9-12 Н: 13-16

Застенчив, независтлив, стремится к самостоятельности, привязчив, доброжелателен, с близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязанный темп. Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках, в неудачах обвиняет только себя.

Обеспечить спокойную доброжелательную обстановку, стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в мероприятиях - семинарах, конференциях и т.п.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. - Ташкент: Медицина, 1976г. - 324 с.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.; Просвешение, 1986г. - с.218-225.

3. Экспериментальная психология. Под ред. Фресс П., Пиаже Ж. - М.; Прогресс, 1875г. - вып. 5, - с.240-243. 

Наверх