Школа Современных
Психотехнологий
8 (495) 391-89-67 / 8 (903) 111-66-40
«Школа современных
психотехнологий»
проводит подготовку специалистов в области проведения специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа.
Узнать больше

Э

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

ЭБИНГАУЗА ЗАКОН (кривая Г. Эбингауза) - продуктивность воспроизведения зависит от времени периода без практики и связь эта обратна, чем больше проходит времени, тем продуктивность воспроизведения становится ниже.

 

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (от лат. complexus - связь, сочетание) – одно из центральных понятий психоанализа, возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противоположного ему пола и стремлении физически устранить родителя одного с ним пола. Э. к. вызывает у индивида чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательного. Разрешение конфликта лежит в идентификации с родителем того же самого пола и тем самым ведет индивида к нормальной сексуальности. Э. к. получил название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, к-рый, по преданию, убил своего отца и женился на матери, не зная, что это его родители. У девочки Э. к. соответствует «комплекс Электры» (термин введен К. Юнгом), согласно мифу, убившей свою мать из мести за отца. (Стремление и невозможность занять место отца, запускает механизм идентификации (с отцом) - мальчик становится на его место и как бы преображается в него, но в идеально-символическом плане, а не в действительности.

 

ЭЙДЕТИЗМ (от греч. Eidos - образ, созерцание, идея) -способность на протяжении долго времени удерживать во всех деталях иконический образ. Э. часто свойственен детям.

 

ЭГО (лат. Ego - я) -средняя инстанция в трехчленной психоаналитической структуре личности, созданной З. Фрейдом. Занимает промежуточное положение между «Оно» (Id) и супер-Эго (super-Ego).

 

ЭГО КОМПЛЕКС (от лат. ego - Я) - термин, использовавшийся К. Юнгом для обозначения группы эмоциональных реакций, обращенных на себя или по отношению к себе.

 

ЭГО-СОСТОЯНИЕ (от лат. ego - я ) – термин используемый в теории трансакционного анализа Эрика Берна и означающий феноменологическое состояние субъекта, спровоцированное актуальной ситуацией и внешне выраженное в поведенческом стереотипе. Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок – авт. ред.).

 

ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ (от лат. еgо - я, сеntrum - центр круга) - речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка, переходная форма от внешней речи к внутренней. Согласно Ж. Пиаже, детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит лишь «со своей т. зр.» и не пытается стать на т. зр. собеседника. Ребенок думает, что другие его понимают (так же, как он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо.

 

ЭКЗИСТЕНЦИЯ (от лат. exsistentia, от глагола ex-sisto, ex-sistere - выступать, выходить, обнаруживать себя, существовать, возникать, показываться, становиться, делаться). - философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия, с акцентом на уникальности бытия человека, содержании его жизненного мира.

 

ЭКСПЕКТАЦИИ (от англ. expectation - ожидание) - система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей.

 

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от. лат. exterior – внешний, наружный) - вынесение во вне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в материальном продукте.

 

ЭКСТЕРОЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (от лат. exter, exteris - наружный, внешний + capio - брать, принимать) - ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела.

 

ЭКСТРОВЕРСИЯ (от лат. extra – сверх, вне + лат. verto – поворачиваю, обращаю). - комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам (комуникабильность, общительность, разговорчивость), ориентация не на внутренний, а на внешний мир. Черта характера человека, противоположная интроверсии.

 

ЭКСТРОЦЕПЦИЯ (экстеро + лат. capio – принимать, воспринимать) термин Г. Мюррея, обозначающий восприятие субъектом условий, воздействующих на организм из внешней среды; осуществляемый  при помощи экстероцепторов.

  

ЭММЕРТА ЗАКОН - закон психофизиологии, который устанавливает прямую пропорциональную зависимость между размером последовательного образа и расстоянием между глазом и поверхностью, на которую проецируется этот образ. Например. Последовательный образ, спроецированный на стену в 10 раз более удаленную, чем стимул, кажется в 10 раз больше его.

 

ЭМОЦИЯ ситуативное (реальное или воображаемое) состояние психического отражения смыслов действий и способов их выполнения, управляемое знаковыми средствами.

Эмоция (1) - адаптационная активность субъекта к конкретной ситуации, организующая и регулирующая действия в ней. (Грот Н.Я.)

Эмоция (2) - форма редукции, перехода из рационального мира в мир магии, в мир где отсутствуют какие-то важные различия, например, между самим объектом и тем, как этот объект представлен в заведомо субъективной фантазии. (Сартр Жан. Поль)

Эмоция (3)  - психическое отражение актуального состояния потребности. (Рубинштейн С.Л.)

Эмоция (4) - психическое отражение неудовлетворенности потребности в информации, необходимой для ее удовлетворения (Симонов П.В.)

Эмоция (5) - психическое отражение смыслов действий и способов их выполнения  (Леонтьев А.Н.)

Эмоция (6)  - задача на личностный смысл (на осознание мотивов) (Леонтьев А.Н.)

 

ЭНГРАММА (гр. en - внутрь, внутри + gramma - буква, надпись) - термин, введённый в оборот немецким зоологом и биологом Ричардом Симоном в начале XX века для обозначения устойчивого следа, оставленного духовным, психологическим впечатлением в коре головного мозга и составляющий основу памяти, опыта.

 

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП Акц. (лат. epilepsia или caduca - схваченный, пойманный, застигнутый) - тип акцентуации, названный на основании сходства с изменениями личности, которые наступают у некоторых больных эпилепсией, характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью индивида, склонность к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиску объектов для снятия злости. Мелочная аккуратность, скрупулёзность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Они не переносят неподчинения себе и материальные потери. Впрочем, они тщательны, внимательны к своему здоровью и пунктуальны. Стремятся к доминированию над сверстниками. В интимно-личностной сфере у них ярко выражается ревность. Часты случаи алкогольного опьянения с выплёскиванием гнева и агрессии.

 

ЭФФЕКТА ЗАКОН – реакция, за которой следует награда, закрепляется в поведении.

 

ЭФФЕКТ СМИРНОВА А.А. - действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

 

ЭФФЕКТЫ Т. РИБО - известный исследователь расстройств памяти Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий – временных потерь памяти, выявил две закономерности: - память человека связана с личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти; - память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

 

ЭФФЕРЕНТНЫЙ ПУТЬ (от лат. efferens - выносящий) - это процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.

 

ЭХОИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ (от греч. echo - отражение звука) - сенсорный регистр (послеобразная, сенсорная память) в слуховой модальности, образы которой сохраняются в течение короткого промежутка времени (обычно менее одной секунды) после краткого слухового стимула.

 

 

 

Наверх