Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

ЗАБЫВАНИЕ - это процесс памяти связанный с невозможностью воспроизведения, а иногда даже узнаванию ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

 

ЗАДАТКИ – анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют развитие того или иного органа при оптимальных условиях.

 

ЗАДАЧА – цель данная в условиях.

 

ЗАМЕЩАЮЩЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ НАМЕРЕНИЯ ЭФФЕКТ (авт - Г.В. Биренбаум) - воспоминание о действии, которое запланировано совершить, препятствует его своевременному выполнению в реальности. Это действие с точки зрения акта намерения можно назвать «замещающим действием», или точнее, эквивалентным, «соответствующим ситуации» действием. В известной степени оно оказывает такой же эффект, что и настоящее выполнение и может вести к забыванию. Намерение не существует изолированно, а принадлежит к целостной структуре действий, и когда структура меняется, а значит, меняются и сами действия, оно выпадает.

 

ЗАМЫКАНИЯ ЗАКОН - один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.

 

ЗАПОМИНАНИЕ - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, основу произвольного запоминания составляет установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

 

ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ - способ устранение или сведение к минимуму негативных переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

 

ЗНАК (психол.) материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель др. предмета, свойства или отношения.; – средство, выработанное человечеством в процессе общения людей друг с другом, представляющее собой инструмент воздействия, с одной стороны, на другого человека, а с другой – на самого себя. Может иметь внешнюю (исходную) форму своего существования и внутреннюю  (возникшую в результате интериоризации  внешнего З. во «внутренний план»). Различают знаки языковые и неязыковые

 

ЗНАНИЕ (психол.) – субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. 

 

ЗНАЧЕНИЕ (психол.) - представление, возникшее в сознании благодаря знаку; единица сознания, ставшее достоянием моего сознания обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как «обобщенного образа действия», нормы поведения и т.п. (А.Н. Леонтьев) 3 формы значений: Словесные (языковые), Предметные и Орудийные. - в общем означает субъективную пристрастность человеческого сознания, не безразличность для индивида некоторых событий.

 

ЗОНА БРОКА - участок коры головного мозга, лобные извилины - нижние, названный по имени французского антрополога и хирурга П. Брока, это двигательный центр речи, моторики речи, ответственной за воспроизведение речи. Управляет мышцами лица, языка, глотки и челюстей. В функциональные обязанности центра Брока входит не только подбор словоформ, соответствующих данным полученным от зоны Вернике, но и управление артикуляционной мускулатурой во время их произношения.

 

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ (Зона - от греч. zone – пояс, пространство)  – понятие, введенное Л. С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе и означающее потенциально существующие, но не реализованные психические возможности субъекта, поддающиеся развитию с помощью другого в ближайшей перспективе.

 

ЗОНА ВЕРНИКЕ(сенсорная речевая зона)- участок коры головного мозга, названный по имени немецкого невропатолога и психиатра К. Вернике, височные извилины - верхние, участвующая в работе с информацией, связанной с речью, являющиеся речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. Функции зоны Вернике заключаются в понимании чужой речи, ее анализировании, за содержание собственных высказываний. Причем центр Вернике не формулирует конкретную фразу, а только ее смысловую нагрузку, а вот зона Брока облекает мысль в словесную форму.

Наверх