Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

 

ВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. valēns «имеющий силу») – психол. знач. - требовательный характер окружающих объектов (может быть положительной и отрицательной, нейтральной)

 

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА(от лат. validus - «сильный, здоровый, достойный») - мера соответствия методики и результата теста измеряемой способности, шире - изучаемой деятельности.

 

ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА ЗАКОН - основной психофизический закон, сформулированный в 1860 г. Э. Фехнером и утверждающий, что интенсивность ощущения (p) прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя (S). (возрастанию силы раздражителя в геометрической прогрессии соответствует рост ощущения в арифметической прогрессии, например, если сила раздражителя возрастет в 100 раз, то сила ощущения возрастет только в 2 раза – ред. авт.)  

 

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. Leading activity) – деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)

 

ВЕЕРА ЭФФЕКТ – новая информация относительно объекта осложняет доступ к уже хранящимся в памяти сведениям о нем.

 

ВЕДУЩИЙ МОТИВ – главный, основной мотив, побуждающий к некоей деятельности в случае ее полимотивированности. А.Н. Леонтьев - смыслообразующие мотивы.

 

ВИСЦЕРОТОНИЯ (от лат. viscera - внутренности, греч. tonos - напряжение, ударение) - один из трёх компонентов темперамента, принятых в конституциональной типологии У. Шелдона, согласно которой у В. существует функциональное преобладание органов пищеварения. Психологически В. характеризуется: расслабленностью в позах и движениях; любовью к физическому комфорту; замедленной реакцией; любовью к еде; обобществлением; социализацией процесса еды; получением удовольствия от процесса пищеварения; любовью к вежливому обхождению; стремлением к общению; неразборчивостью в выборе друзей; жадным стремлением к расположению и поддержке; ориентацией на людей; эмоциональной уравновешенностью; терпением; удовлетворенностью собой; крепким сном; отсутствием уверенности в характере; простотой, уравновешенностью чувственных связей, висцеротонической экстраверсией; расслаблением и стремлением к общению под воздействием алкоголя; потребностью в чьем-либо участии при возникновении проблем; ориентацией на связи, приобретенные в детстве и семью.

 

ВЛЕЧЕНИЕ – сильная склонность к кому-чему-н (сл. С.И. Ожегов) - инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, - уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное с выдвижением сознательных целей. 

  

ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ - источник побуждения - внешний мир (знаемая мотивация, но не присвоенная мотивация (А.Н. Леонтьев) 

ВНЕШНЯЯ  МОТИВАЦИЯ1 - неспецифичная, выходящая за рамки предмета. (гешт.К. Левин)

 

ВНИМАНИЕ (англ. attention) - есть процесс отбора (селекции) материала и сосредоточения на нем.

 

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ - присвоенная субъектом мотивация, реально-действующая. (А.Н. Леонтьев)  

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ1-предметно-специфичная и адекватная для данной деятельности или ситуации. (гешт. К. Левин)

 

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ 1. «Язык мысли» не «говорение про себя», не «речь минус звук». - это речь, состоящая из предикатов, ключевых слов, несущих в себе сердцевину информации, речь свернутая, сжатая, часто деграмматикализованная. 2. Речь «про себя» - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; «внутреннее проговаривание».

 

ВНУШЕНИЕ (лат. suggestio - суггестия) - механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации, убеждений и установок, представляющий собой особо сформированные словесные (иногда эмоциональные) конструкции.

 

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ (лат. regula - норма, правило) – самостоятельное, сознательное, целенаправленное, намеренное решение об определенном действии при встрече с препятствием, сопровождаемое чувством активности и выраженное в постоянном контроле всех параметров (в т.ч. телесных) выполняемого действия. (ред. А.Мымрин)

 

ВООБРАЖЕНИЕ - универсальный психический процесс по построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта, подготавливающий субъекта к действию в нестандартной ситуации при невозможности ее рационального овладения. (ред. авт.)

 

ВОСПРИЯТИЕ (англ. perception) -1. это психический познавательный процесс по отражению предмета в целом (в связке свойств). - 2. осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений, выступающий в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

 

ВОСПРИЯТИЕ КАК КАТЕГОРИЗАЦИЯ - ТЕОРИЯ (автор Дж. Брунер)  – теория восприятия, в которой все познавательные явления трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте «критические», т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы.

 

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - это процесс памяти по актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

 

ВРЕМЯ (сл. Ожег) - 1. объективная форма существования материи; 2. продолжительность, длительность чего-нибудь; 3. промежуток той или иной длительности, в который совершается, совершилось или совершится что-н.; (психол) ред. авт. способность воспринимать изменения форм существования материи.

 

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - свойственная человеку, качественно особая форма высшей нервной деятельности система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). 

 

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (ВПФ) - центральное понятие в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, означающее сложные психические функции, формирующиеся прижизненно, социальные по происхождению, опосредованные по психологическому строению (по Л.С. Выготскому - психологическими орудиями - знаковыми системами) и произвольные по способу регуляции. 

 

ВЫСКАКИВАНИЯ ЭФФЕКТ - независимость скорости зрительного поиска стимула, который отличается от остальных предъявленных стимулов единственным физическим признаком (цветом, формой, наклоном и т.п.) от общего количества предъявленных стимулов.

  

ВЫТЕСНЕНИЕ (см. подавление, репрессия) - один из механизмов психологической защиты, заключающийся в активном, мотивированном устранении источника угрозы из сферы сознания, препятствующий воспроизведению информации, прямо или ассоциативно связанной с психотравмирующим опытом.

 

Наверх