Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

 

КАТЕГОРИЯ (от греч. kategoria - высказывание; признак) - предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. 

 

КАТЕГОРИЗАЦИЯ (от греч. kategoria - высказывание; признак) – 1. мыслительная операция, направленная на формирование понятий, предельно обобщающих и классифицирующих результаты познавательной деятельности человека; 2. когнитивный процесс, обеспечивающий распознавание и выявление у объектов, событий и т.д. «прототипных» примеров понятий (категорий).

 

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ  (от англ. attribution – приписывание, наделение + лат. causa - причина) - явление межличностного восприятия, заключающееся в  приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

 

КВАЗИПОТРЕБНОСТЬ (квази - латин. quasi - яко бы, как будто)  –  потребность требующая своего немедленного удовлетворения (как бы потребность)  Ф.С. Перлз

 

КВАЗИКОММУНИКАЦИЯ (лат. quasi яко бы, как будто) – коммуникация, в ходе к-рой происходит сужение смыслового пространства информации в рамках содержания предмета

 

КЛАССИФИКАЦИЯ(от лат. classis - разряд и лат. facere - делаю, раскладываю) - многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия, результатом которого является систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

 

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. cognitive psychology) - современное направление в исследовании познавательных явлений. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Область исследований и знаний, а также совокупность многих дисциплин, которые изучают преимущественно интеллект, но делаются попытки охватить всю психическую сферу.

 

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ (от лат. cоgnitiо - знание и греч. stylos - букв. – остроконечная палочка для письма, затем манера письма, своеобразие слога, склад речи и т.д.) –  термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения относительно устойчивых характеристик познавательной деятельности, познавательных стратегий, заключающихся в своеобразных приемах и способах получения, переработки, хранения, воспроизведения и контроля информации.

 

КОГНИТИВНАЯ КАРТА (англ. Cognitivemap) – субъективное представление о пространственной организации внешнего мира, о пространственных отношениях между объектами, об их положении в среде. (Бол. псих слов.)

 

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (от лат.: cognitiо - «познание» и dissonantia - «несозвучность, нестройность, отсутствие гармонии») – переживание дискомфорта, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей, убеждений. Понятие впервые введено Леоном Фестингером в 1957 году.

 

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ  (от лат.: cognitiо - «познание»)  –  психологическая характеристика познавательной сферы человека, отражающая степень категориальной расчлененности сознания субъекта, определяемая количеством оснований для классификации, которыми сознательно или неосознанно пользуется субъект при дифференциации объектов какой-либо содержательной области.

 

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ –  понятие, введенное в теории аналитической психологии К. Г. Юнга., согласно которой К.Б. представляет собой структурный уровень человеческой психики, содержащий наследственные элементы, содержанием которых является весь эффективный и оптимальный человеческий опыт.

 

КОММУНИКАТИВНОСТЬ (лат. communicativus -относящийся к передаче, сообщению) – общая способность кодировать, декодировать, перекодировать передаваемую информацию таким образом, чтобы она без искажений (или шумов) была принята и декодирована реципиентом в оптимальных условиях.

 

КОМПЕНСАЦИЯ (от лат. Compensation - возмещение) - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

 

КОМПЛЕКС (лат. complexus - связь, сочетание) - вытесненные в подсознание эмоционально заряженная группа идей или образов, структурированных вокруг сердцевины, имеющей своим источником один или более архетипов и характеризующейся общим эмоциональным настроем, накладывающая отпечаток на поведение, вне зависимости, сознает человек это или нет.

 

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – понятие индивидуальной психологии Альфреда Адлера, обозначающее совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. (Преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности развивается на основе ощущения собственной недостаточности, присущего каждому ребенку и являющегося важнейшей мотивирующей силой развития личности – авт. ред.).

 

КОНВЕРГЕНЦИЯ  (от лат. con - вместе и vergo - склоняю), - сходящееся движение; (психол.) опознание объекта по его качественно разным свойствам (прибл. к русск.- синтез); (в физиолог.) - сведение зрительных осей на фиксируемом объекте или в одну точку зрительного пространства. 

 

КОНКРЕТИЗАЦИЯ (от лат. concretus- сгущённый, уплотнённый, сложившийся) - включение изучаемого явления (понятия, события и т.п.) через абстрактное понятие в многообразие действительных связей и отношений.

 

КОНСТАНТНОСТИ ЗАКОН (от лат. constans- постоянный) - один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия.

 

КОНСТАНТА ВЕБЕРА - постоянная величина, выражающая отношение того приращения раздражителя к его исходному уровню, которое вызывает ощущение минимального изменения раздражителя.  k =  ΔR/R 

где:  k- константа, значение которой зависит от вида ощущений; ΔR - изменение раздражителя, необходимое для обнаружения едва заметного различия в стимуляции; R –величина раздражителя.

 

КОНСТРУКТ ЛИЧНОСТНЫЙ (от лат. constructio - построение) – понятие предложено Дж. Келли и означает, особое субъективное средство, созданное самим человеком, проверенное им на практике, помогающее воспринимать и понимать (конструировать) окружающую действительность, прогнозировать и оценивать события. (по своему содержанию личностный конструкт отражает характер интерпретации человеком элементов окружающего мира (событий, явлений, людей) как сходных между собой и в то же время отличных от других. – ред. авт.)

 

КОНТЕКСТ (от лат. contextus - «соединение», «связь») - это условия, обстановка или процесс, в котором существует (происходит) событие и тем самым обеспечивается значение для содержания. ред. авт. спец. для речевого сознания - психологические условия употребления той или иной конкретной языковой единицы в ситуации речевого общения

 

КОНФАБУЛЯЦИЯ (от лат. confabulari - болтать, рассказывать) - искажение ранее пережитых событий, замещение их или заполнение пробелов памяти домыслами, фантазиями. Разновидность ложных воспоминаний, «галлюцинации воспоминания». Больные сообщают о вымышленных событиях, в действительности не имевших места в период, о котором идет речь. Различают мнестические (при амнезии) и фантастические (при парафрении и спутанности сознания) конфабуляции. Мнестические конфабуляции разделяют на проецируемые в прошлое (экмнестические) и мнемонические (относящиеся к настоящему времени)

 

КОНФЛИКТ – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон. (Например: мотивов, людей и т.д.) (Методика 1)

 

КОНФОРМИЗМ (лат. conformis - подобный, сообразный, сходный) - процесс изменения аттитюдов, мнений, восприятия, поведения индивида в сторону согласия с группой в ответ на реальное или воображаемое групповое давление в ситуациях, когда нет прямого требования соглашаться с группой.

 

КОНФОРМНОСТЬ(от лат. conformis - подобный, сообразный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Особой разновидностью той же зависимости является негативизм (нонконформизм) - стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

 

КОНФОРМНЫЙ ТИП Акц. (лат. conformis - подобный, сообразный, сходный) - тип акцентуаций характера, характеризующийся некритичность ко всему, что черпается от привычного окружения и предубежденное неприятие всего, что исходит от людей не своего круга, такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированы и неконфликтны. Их увлечения и сексуальная жизнь определяются социальным окружением. Вредные привычки зависят от отношения к ним в ближайшем социальном круге, на который они ориентируются при формировании своих ценностей.

 

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки каких либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

 

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА (англ. IQ - intelligencequotient)- количественный показатель, указывающий на общий уровень психического развития индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста (IQ=УМ / БВ х 100% - отношение умственного возраста к биологическому, выраженное в процентах  – ред. авт.)

 

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ – промежуточное хранилище информации, обеспечивающее непосредственное использование или перевод в долговременное хранилище, имеющая ограниченную емкость, и повторение как механизм удержания материала.

 

КРЕАТИВНОСТЬ (от лат. сreatio - создание, сотворение) - общая способность субъекта, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.  (готовность к реализации своих способностей – ред. авт.)

 

КРИВАЯ ЗАБЫВАНИЯ – эмпирически установленная зависимость количества сохраненного материала в памяти от времени. В классическом варианте получена с помощью метода сбережения Г. Эббингауза.

 

КРИПТОМНЕЗИИ (от греч. κρυπτός - скрытый и Mnesis - воспоминание).- симптом расстройства памяти, при котором стирается грань между имевшим место в действительности, реальными событиями и событиями, о которых больной слышал от окружающих, читал или увиденным во сне. Нередко криптомнезия является причиной поступков, трактуемых как плагиат.

 

КРИТЕРИЙ (от греч.  kriterion  - средс­тво для суждения)признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация явления, мера суждения, оценка какого-либо явления, мерило оценки.

 

КУЛЬТУРА(психол.) созданная человечеством «вторая природа» (материальные и духовные предметы, совокупность всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований и т.д.

 

 

Наверх