Творческая деятельность в контексте служения
Статья посвящена соотнесению явлений «творческая деятельность» и «служение». Анализируются их схожие и отличительные черты, а также взаимосвязь.
Ключевые слова: творческая деятельность, служение, искренность и целостность, самоотдача, формальность, ориентированность на реальность, ориентированность на идеал, уникальность, традиционность, эгоцентризм, социальная направленность.
***
В современном российском обществе вопросы творчества – популярная тема. Причем творчество стоит в одном смысловом ряду с понятиями свобода, выход за границы, преодоление шаблонности, разрушение стереотипов, а его ценность приобрела априорный характер. Между тем, классик экзистенциальной психологии Р. Мэй еще в cемидесятые годы ХХ столетия говорил о том, что «культ спонтанности» в противовес регламентированности связан с «открытием ценности, заключающейся в детской игре», в то время как подлинно творческая (скажем – взрослая) личность предполагает не отвержение ограничений, а их преодоление [4]. Таким образом, Р. Мэй с одной стороны повторяет мысль Л.С. Выготского о том, что содержание творчества состоит в разрешении диалектического противоречия (между формой и содержанием [1], спонтанностью и ограничениями [4]), а с другой оригинален в том, что подвергает сомнению априорную ценность творчества. На наш взгляд данная позиция может быть уточнена в соотнесении творческой деятельности с понятием «служение».
В данной статье под творческой деятельностью, с опорой на мнение Мымрина А.В. [1 С.31], будем понимать деятельность по обнаружению, преодолению и преобразованию конфликтующих сторон реальности уникальными средствами.
К сожалению, нам не удалось в литературе обнаружить удовлетворительное определение служения. Анализ определений, предлагаемых толковыми словарями, позволяет выделить следующие его аспекты:
— направленность на деятельность («работать, трудиться во имя кого-либо, чего-либо, для пользы кого-либо, чего-либо»);
— высокое качество отношения к процессу реализации деятельности («добросовестность», «ответственность», «продуктивность», «усердие»);
— ориентация на внеличный результат («служение – это бескорыстие общественно ценных мотивов»; мотивы высокого порядка как побудители этой деятельности: «выполнение не по обязанности, а из внутренней гражданской позиции») [9;11;12].
Представляется, что данные аспекты могут служить ориентирами для установления контекста служения.
На наш взгляд творческая деятельность и служение обладают феноменологической схожестью. Так и творческий опыт, и служение:
— связаны с искренностью и целостностью. В творческом акте переживание и выражение переживания соответствуют друг другу, что позволяет человеку ощутить свою целостность, единство, соответствия самому себе. Р. Мэй прямо на это указывает, обозначая творческий процесс как способ борьбы против дезинтеграции и осуществления гармонии и интеграции [4]. И, вероятно, это имел в виду К.С. Станиславский, когда описывал «состояние артиста во время нормального творчества» как «блаженное» [7 С.357-358]. В то же время без искренности невозможно обеспечить то качественное отношение к делу, которым характеризуется служение, а вне личностной целостности человек попадает в ситуацию постоянного внутриличностного конфликта. Таким образом, вне переживания искренности и целостности невозможны ни творческая деятельность, ни служение.
— связаны с самоотдачей. Творчество без полного включения в процесс невозможно. Не об этом ли говорит К.С. Станиславский, размышляя о творческом внимании [6]? Служение без самоотдачи перестает соответствовать выделенным выше содержательным характеристикам.
— нацелены на максимально возможный результат. Как нельзя обойтись полумерами, реализовать творческий порыв «вполсилы», остановиться на формальном соответствии чему-то, так и служение реализуется не по форме, а по содержанию.
Вместе с тем, нельзя не сказать о том, что творческая деятельность и служение обладают не только схожими, но и отличными друг от друга чертами:
— творческий опыт ориентирован на реальность. Преодолевая конфликт различных сторон реальности творчески, человек должен пропустить этот конфликт через себя, не отгораживаясь от него масками, ролями, психическими защитными механизмами. В основе же служения лежит ориентация на идеал, на образец, на то, как должно быть.
— творчество всегда связано с новизной, уникальностью. Недаром ряд специалистов утверждает, что в основе творческой деятельности лежит спонтанность (К.Г. Юнг [8], Я.Л. Морено [по 5]), а известный специалист по развитию творческого мышления Э. де Боно утверждает, что в ходе обучения творчеству человек должен осуществить выход за рамки установленных закономерностей для того, чтобы взглянуть на вещи по другому [2]. Служение же ориентировано на общечеловеческие ценности и в этом смысле традиционно, может использовать уже существующие способы. Более того, без такой ориентации служение превращается в нигилизм. Таким образом, служение по отношению к творчеству может выполнять функцию «морального регулятора» с тем, не дать последнему выйти за рамки разумного, привести к хаосу, разрушению необходимых границ. Думается, что изобретение ядерной бомбы является результатом, когда служение не выполнило функцию ограничения творчества. Мы все являемся свидетелями современных случаев, аналогичных данному контексту. Это и печально известные Pussy Riot [13], и танцевальная постановка «Пчелки и Винни-Пух» [10] и др.
Таким образом, в служении и в творчестве конфликт преодолевается за счет разных средств.
В основе творческой деятельности может лежать эгоцентрическая направленность личности, стремление самовыражения ради самовыражения; в основе же служения всегда лежит социальная направленность, самореализация «через других».
Подытоживая вышесказанное, мы неизбежно приходим к выводу о том, что творчество и служение тесно взаимосвязаны. Творчество, реализуемое вне контекста служения, может приобретать преступный, противоправный и аморальный характер. Служение же вне творчества выхолащивается, формализуется и в конечном итоге перестает быть само собой.
Литература
- Боно Э. Серьезное творческое мышление // Пер. с англ. Д.Я. Онацкая. - Мн.: ООО «Попурри», 2005.
- Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Современный гуманитарный институт, 2001
- Мымрин А.В.Духовный опыт в зеркале психологического познания. // Инициативы XXI века №2/2016. С.30-37
- Мэй Р. Мужество творить. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. / Общ.ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской. - М.: Прогресс, 1990
- Станиславский К.С.Собр. Соч.: в 8 т. Т. 2, М.: Искусство, 1955.
- Станиславский К.С.Собр. Соч.: в 8 т. Т.3, М.: Искусство, 1955.
- Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. / Пер.с англ. – Издание 2-е. - М.: Когито-Центр, 2013
- Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). [Электронный ресурс]: URL: http://spiritual_culture.academic.ru/2064 (дата обращения 25.09.2016).
- Почему танец оренбургских школьниц обернулся всероссийским скандалом // Комсомольская правда от 14.04.2015 [Электронный ресурс]: URL: http://www.kp.ru/daily/26366/3248161/ (дата обращения 26.09.2016).
- Современный толковый словарь русского языка Ефремовой. [Электронный ресурс]: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/
246167/ служить (дата обращения 25.09.2016). - Толковый словарь Ушакова. [Электронный ресурс]: URL: http://enc-dic.com/ushakov/Sluzhenie-71171.html (дата обращения 25.09.2016).
- Участники группы Pussy Riot задержаны по делу о хулиганстве в храме // Российская газета от 04.03.2012 [Электронный ресурс]: URL: https://rg.ru/2012/03/04/huligani-anons.html (дата обращения 26.09.2016).