Школа-студия
современной психологии

Школа-студия современной психологии

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ

 

Митасова Елена Владимировна,

канд. психолог. наук, доцент, профессор кафедры психологии

Военного университета МО РФ,

Митасов Сергей Юрьевич,

старший преподаватель кафедры психологического консультирования Московского государственного областного университета

 

   Аннотация. Статья раскрывает возможности применения аппаратных средств психосоматического действия в практике военного психолога, посредством использования методов электропунктурной диагностики (ЭАФ) Р. Фолля и электропунктурного вегетативного резонансного теста (ВРТ) Х. Шиммеляна основе клиентоцентрированного подхода К. Роджерса.

   Ключевые слова: аппаратные средства психосоматического действия; чувственная ткань; чувственный образ; резонанс; психоэмоциональное состояние; военнослужащий.

 

   От работы психолога воинской части во многом зависит сохранность психического здоровья военнослужащих и боеспособность как командного состава, так и рядовых солдат, призывников и контрактников, адаптированность молодого пополнения, моральный климат в подразделениях, часто и жизнь военнослужащих.

   Под патронажем военного психолога находятся сотни военнослужащих, с которыми он работает не только в служебное время. Он так-же осуществляет социальный мониторинг семей военнослужащих с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, проводит консультационные беседы, как групповые, так и индивидуальные.

   Для качественного исполнения своих служебных обязанностей военному психологу необходимы определенные условия как для работы и разрешения проблем диагностики [7], так и средства оказания помощи, способствующие быстроте и эффективности выполнения поставленных задач.

   Такими средствами для индивидуальной работы с военнослужащими может быть оборудование психосоматического действия, в основе которого лежат методы диагностики и психотерапии, позволяющие не только определить личностные особенности военнослужащих, но и с целью оказания помощи в преодолении психологических трудностей произвести информационное воздействие на сознание и подсознание без вербального и медикаментозного вмешательства. Использование аппаратных средств диагностики создаёт условия для реализации более короткого и оптимального алгоритма интегральной экспресс-оценки психики военнослужащего.

   Изучение психоэмоциональных состояний производится при помощи взаимодополняющих аппаратных методов: электропунктурной диагностики (ЭАФ) Р. Фолля [6], которая предоставляет возможность системного анализа состояния военнослужащего с точки зрения эмоциональной, психической и физической сфер личности, и электропунктурного вегетативного резонансного теста (ВРТ) Х. Шиммеля [1]для оценки психоэмоциональных состояний и определения личностных черт, относящегося к методам индукционной, электропунктурной и биорезонансной диагностики. Сочетание этих методов даёт объективную интегративно-индивидуальную оценку психоэмоционального состояния военнослужащего, его психологический портрет.

   С помощью ЭАФ–метода, основанного на восточной концепции энергетического каркаса строения человека, активно разрабатывающегося в России, в частности, в Центре «ИМЕДИС» [6], исследуется и корректируется биополе человека — защитная энергетическая оболочка, на которую воздействуют различные стресс-факторы, влияющие на поведение человека: одиночество, смерть близких, социальная незащищенность, служебные и внутрисемейные конфликты, несчастная любовь и т.д., словом, все то, что З. Фрейд называл психотравмой. Данный метод выявляет особенности гендерных и детско-родительских отношений, что также позволяет психологу предотвратить возникновение нежелательных социально-психологических явлений в воинских коллективах.

   Применение метода ВРТ в практике психологического консультирования состоит в определении психоэмоционального состояния человека и его личностных черт посредством получения биологического резонанса, возникающего (или не возникающего) между «тестом-указателем» и организмом клиента в целом.

   «Тест-указатель» — это вибрации, частотные характеристики которых соответствуют определенным частотам в общей полевой структуре объекта исследования, появившиеся при возникновении соответствующего психоэмоционального состояния.

   Подбираются «тест-указатели», при воздействии которыми на обследуемом был зафиксирован семантический резонанс, производящий изменение внутреннего состояния организма в целом.Возникновение семантического резонанса говорит о наличии соответствующих этим частотам психоэмоциональных состояний и личностных особенностях обследуемого.

   Диагностические методы ЭАФ и ВРТ являются официально разработанными, методические рекомендации к их использованию утверждены Министерством Здравоохранения Российской Федерации, Научно-практическим центром традиционной медицины и гомеопатии [3; 4].

   Аппаратные средства, которые позволяют использовать данные методики, являются надежными, доступными, простыми в использовании и не требуют специального медицинского образования в подготовке к их применению. Получаемые результаты диагностики аппаратными средствами достоверны. Так, например, надежность получаемых данных при ВРТ подтверждены научными исследованиями объективной оценки информативности ВРТ, проводимыми с 1996 г. в ряде научных и реабилитационных центров, соединений и частей МО РФ: НИИ ТМЛ МЗ РФ, НПЦ ТМГ МЗ РФ и МГМСУ МЗ РФ, Военном университете МО, Московском реабилитационном центре им М. Лиходея и др. Было обследовано более 50 000 человек в возрасте от 2 до 86 лет и выявлена точность диагностики (процент совпадения) более 90% [5, c.28].

   Важным в применении аппаратных средств психосоматического действия является возможность изменения психоэмоционального состояния военнослужащего, нуждающегося в психокоррекции. На основе клиентоцентрированной терапии К. Роджерса, в которой воздействие на пациента производится со-чувствованием (эмпатией), воздействие психолога заменено электронной копией частот колебаний в полевой структуре самого военнослужащего, записанных на носитель информации во время работы с военнослужащим при переживании им своих психологических проблем, что и изменяет картину его внутреннего мира.

   Уточним, каким образом это производится.

   Психологическая проблема военнослужащего есть не что иное, как существующий у военнослужащего предметный образ, т.е. некая субъективная картина определенного фрагмента его деятельности или познания, выделенная им из мира объектов в виде некоторой целостности. По А.Н. Леонтьеву [2], в этом предметном образе нашла себя чувственная ткань, и вместе они представляют собой чувственный образ. В чувственном образе осуществляется определенное для военнослужащего значение, и чувственный образ встраивается в это значение, то есть осуществляется картина осознания, осмысливания, категоризация действительности.

   Психологическая проблема военнослужащего — это конструкт, образовавшийся в результате трансформации выделенной военнослужащим некоторой целостности (фрагмента) из объектов окружающего его мира, в субъективную картину этого фрагмента со встроенной в нем, в результате трансформации чувственной тканью. По словам А.Н. Леонтьева, «…чувственный состав сознания выполняет одну кажущуюся тривиальной, но чрезвычайно важную функцию отображения реальной картины мира, которую ничем нельзя заменить» [2, c.93]. Отражение реальной картины мира у военнослужащего в виде чувственного образа далеко не всегда является комфортным, и это отражение может оказаться психологической проблемой.

   Психологические проблемы могут быть обусловлены как «внешними», так и «внутренними» причинами, они вытекают из взаимоотношений военнослужащего с окружающим миром, или являются следствием особенностей собственного психологического мира. Как внешние, так и внутренние психологические проблемы вносят в жизнь военнослужащего ощутимый дискомфорт, чувство неудовлетворенности, напряжения, подавленности и, как крайний вариант, суицидальные намерения или девиантное поведение, что требует оперативной и квалифицированной помощи психолога. Чаще всего, военнослужащие, беспокоящиеся по поводу взаимоотношений, как по службе, так и в личной жизни, практически всегда нуждаются в коррекции собственной линии поведения.

   Во время работы психолог, используя оборудование психосоматического действия, воздействует на полевую структуру военнослужащего частотами, имеющими такие же характеристики, что и частоты, имеющиеся в полевой структуре самого военнослужащего во время его переживаний, в результате чего происходит резонанс в его чувственной ткани. Чувственная ткань серьезно меняется, не затрагивая главного — картины мира, образуется новый, «чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемых или всплывающих в памяти, относимых к будущему или даже только воображаемых» [2,c.93]. У военнослужащего происходит «разрушение» конструкта чувственного образа психологической проблемы. Происходит освобождение ранее выделенной некоторой целостности из объектов окружающего его мира (фрагмента, явившегося в результате процесса познания психологической проблемы) от пронизывающих его переживаний. Вновь запускается процесс познания, в котором видится познаваемый фрагмент не в плоскости бывших переживаний, вызванных под воздействием внутренних и внешних факторов, а в объеме своего «Я», в слушании самого себя чувствовании жизни в полном ее проявлении. Вновь созданный предметный образ наполняется чувственной тканью с иным содержанием, возникает иной чувственный образ, в котором осуществляется другое для военнослужащего значение. В этом и заключается смысл применения аппаратных средств психосоматического действия.

   Таким образом, мы можем сказать, что чувственный образ проблемы влияет на восприятие картины мира и, соответственно, на поведение человека. Помощь психолога, применяющего оборудование психосоматического действия, заключается в том, что, воздействуя на военнослужащего посредством электронных копий его же собственного чувствования своей психологической проблемы, у военнослужащего происходит изменение чувственного образа окружающего мира, психоэмоционального состояния и, соответственно, снятие напряжения, и изменение поведения.

   В качестве вывода мы можем сказать, что аппаратные средства позволяют психологу воинской части производить работу с военнослужащим на организмическом уровне, что повышает эффективность их профессиональной деятельности и обеспечивает явные преимущества, так как они (аппаратные средства):

— дают объективную картину межличностных отношений и причинной области возникновения, настоящих психоэмоциональных состояний;

— сокращают время установления психологического диагноза за счет быстрой конкретизации проблемного поля;

— объективируют картину психоэмоционального состояния за счёт исключения влияния клиента и личности психолога на получаемый результат;

— позволяют производить психокоррекцию, в разы сокращая сроки работы военного психолога.

 

Литература

 

1. Готовский М.Ю., Косарева Л.Б., Федоренко С.И., Перов Ю.Ф.Электропунктурный вегетативный резонансный тест.М.: ИМЕДИС, 2013.

2. Леонтьев А.Н.Лекции по общей психологии / Под редакцией Д.А.Леонтьева, Е.Е.Соколовой. М.: Смысл; Академия, 2007.

3. Электропунктурный вегетативно-резонансный тест. Методические рекомендации 99/96, НПЦ традиционной медицины и гомеопатии. МЗ РФ г. Москва, 2000.— http://www.peresvetmed.ru/st-mz-vrt.html (20.10.2017).

4. Электропунктурный вегетативно-резонансный тест. Методические рекомендации 200/74,  НПЦ традиционной медицины и гомеопатии. МЗ РФ г. Москва, 2000.— http://www.peresvetmed.ru/st-mz-vrt.html (20.10.2017).

5. Использование электропунктурного, вегетативно-резонансного теста в психотерапевтической деятельности военного психолога. Методические указания / МО РФ ГУВР ВС РФ. М., 2005.

6. Самохин А.В., Готовский Ю.В.Электропунктурная диагностика и терапия по методу Р. Фолля. М.: ИМЕДИС, 2012.

7. ШогореваЕ.Ю.Самореализация военнослужащих: проблемы диагностики // Самореализация личности в современном мире: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / Научные редакторы С.И. Кудинов, С.С. Кудинов, О.Б. Михайлова. 2017. С.107–114.

Наверх