Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ МЕТОДАМИ NLP

 

«Страх и надежда — вот два орудия,

при помощи которых управляют людьми»

 Ж.Ж. Руссо

     

      Объектом религиозного, философского осмысления феномен страха является уже с древности, как одно из наиболее ярких и при этом значимых проявлений эмоциональной сферы человека. Основные взгляды на сущность и природу страха, условия его возникновения и роль в жизни человека представлены в трудах многих  философов таких как Б.Спиноза, Декарт.Р, Кант.И, учёных различных психологических школ и направлений Уотсона.Дж, Холла.С, Фрейда.З, Адлера.А,Роджерса.К, Кемпински.А, в теориях эмоций Вундта.В, Джеймса.У, Изарда.К и концепциях страха Кагана.Дж. Большая часть работ российских учёных по проблеме страхов опираются на исследования В.Н.Мясищева, И.П.Павлова, С.Т.Шатского, В.И.Гарбузова, А.С.Спиваковской. В психотерапевтическом направлении этой тематика освещается у  А.И.Захарова, Ю.В.Климаковой, О.Е.Хухлаевой, в рамках экстремальной психологии Ц.П.Короленко, В.И.Лебедева, В.С.Мухиной и др.

         Однако интересно отметить, то, что еще  Диоген из Синопа (ок.400-325 гг. до н.э.) и   Ибн-Сина (Авиценна  ок. 980-1037 н.э.) разграничивали переживания актуальной опасности и страха перед будущей опасностью. Они  подчёркивали, что у человека в отличие от всех других «живых творений», страх связан не только с непосредственным восприятием опасности, но и с предчувствием возможной  опасности [2].

          Давайте разберемся, что подразумевается в современной психологической науке под феноменом страха и механизмами его возникновения.

В словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова указано, что страх это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищающим его ценностям [4].

         Е.П. Ильин рассматривает страх как эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Однако, как утверждает автор, если для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно, то для человека как социального существа страх может стать препятствием для достижения поставленных им целей [3].

         Известно, что обычные страхи появляются  у людей вследствие обучения бояться, путем повторения «фантазий в темной комнате», исходя из чужого опыта.

       На свой собственный эмоциональный опыт опирается страх появившийся в  результате сильнейшего эмоционального переживания, научения, причем   с одной попытки. Такой страх называется фобия,  для него характерна мгновенная скорость обучения и всегда внешний агрессор, что и является, главным отличаем фобии  от других страхов. Единичное переживание, за счет механизма обобщения, превращается во множество внешних агрессоров – опасными становятся  ВСЕ собаки, лифты, самолеты..…

     И  так, как было сказано выше, страх, паническая атака или фобическая реакция  могут возникнуть в результате научения  на базе   реальной или воображаемой опасности. [4].

    То, что касается реальных событий, механизм возникновения страха достаточно понятен: в коре головного мозга организуется нейронная цепочка связывающая событие и эмоциональную реакцию на него. Как же может возникнуть чувство страха при отсутствии агрессора, когда человек находится в комфортном, защищенном пространстве?

         Для этого необходимо уточнить особенности восприятия и хранения информации нашим мозгом. Мы знаем, что мир дан нам в наших ощущениях благодаря органам чувств:  зрению, слуху, вкусу, осязанию и обонянию.      Если эмоциональный фон не очень высок, человеку приходиться многократно воспринимать внешнюю информацию для ее запечатления и сохранения в памяти. Например, когда мы учили какой-то скучный предмет в школе, приходилось повторять и повторять прочитанное, «зазубривать».

     В то же время интересное, эмоционально окрашенное преподнесение материала, позволяло всё «схватывать на лету». А неординарное событие, окрашенное яркими эмоциями, воспринимаемое сразу по всем  сенсорным каналам запоминается, оставляет свой отпечаток мгновенно, и что характерно, не в словесной форме, а в образах, звуках, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущениях. Часто говорят: оставляет неизгладимый  след. След в нашей памяти, т.е. следовая деятельность коры головного мозга.

        Кто или что может освежить нашу память, включить следовую деятельность? Известно, что  в основе нашего обучения и формирования привычек лежит способность мозга выстраивать ассоциативные связи между внешними стимулами и внутренней информацией, эмоцией, помогающие нам понимать все явления внешнего мира. Такие ассоциативные цепочки в NLP называются Якоря. Любое явление внешнего мира, вызывающее эмоцию, как положительную, так и отрицательную и есть тот самый Якорь.

        Якоря существуют во всех модальностях: вы увидели старую фотографию или   услышали любимую мелодию,  а запах мимозы или одеколона «Шипр»…и…мы  унеслись в страну воспоминаний. А если в пятницу подумать о выходных, будущем отдыхе, рыбалке …и …вот она – радость!

        Самое интересное, что наше сознание и тело – едины, представляют собой систему  и на  эти внешние «якорёчк» и  или мысли, откликнется наше тело и к нам возвращаются те эмоции, которые мы переживали когда-то или те которые мы ожидаем получить в будущем. 

        Таким образом,  через внешние стимулы или  мысли о них мы  получаем доступ к нашим ресурсам или к страхам. Дальше уже идет  работа кинестетической системы – волшебным образом, следуя за мыслями,  переносить чувства и телесные ощущения  из прошлого или будущего в настоящее, в «здесь и теперь», в тот миг, который  и называется Жизнь.

        Если мы вернемся к нашему вопросу о причинах переживания страха, то благодаря  выше описанному   механизму и проявляется уникальная способность человека,  при отсутствии агрессора начать испытывать дискомфорт.

       Например, человеку страдающему фобией, не надо оказаться радом с собакой, чтобы ее испугаться, достаточно только подумать о ней – уже страшно …. При клаустрофобии, не надо заходить в лифт, достаточно подумать, о том, что надо в нем ехать – и человек уже задыхается.

         Страх, который возникает в настоящем, при отсутствии агрессора, показывает, что   мы реагируем  не на само событие, а на воспоминание об этом событии, на, те картинки, звуки и чувства, которые смогла сохранить следовая деятельность коры головного мозга.

Как помочь людям, что можно с этим сделать? Вот вопрос, на который направлен научный и практический интерес психотерапии.

       С точки зрения концепции NLP - помнить можно по-разному!           Например, основоположники  данного направления в психотерапии Р.Бендлер и Дж. Гриндер, работая в клинике неврозов, выявили следующую особенность кодировки событий у пациентов – приятные события те вспоминали диссоциированно,  в виде картинок, находящихся далеко, маленькими и  тёмными,  в то время как негативные события - виделись рядом, цветными  и ассоциированными. Напомню, что люди, умеющие именно так, кодировать  и сохранять информацию, оказались в клинике неврозов. И, конечно,  нам с Вами  логично предположить: что для  выздоровления, надо просто поменять эти картинки местами: негативные отодвинуть, выйти из них, сделать их маленькими и черно-белыми, а приятные – приблизить и раскрасить, т.е. перекодировать сохранение информации, научиться ПОМНИТЬ ПО-ДРУГОМУ[2].

      Именно на таких возможностях мозга и построены техники NLP, помогающие изменять отношения клиентов к стрессорам, вызывающим  фобические реакции, страхам, неприятным ситуациям.

      А, Вы, как кодируете свой опыт? Подумайте по очереди, с начало  о приятной ситуации, а потом о нейтральной. Где появляются картинки, какого они размера, цвета, вы внутри ситуации или смотрите со стороны? Подвигайте эти картинки, ближе дальше, поиграйте с цветом, а потом верните все на прежнее место. Как менялись Ваши ощущения, чувства?    Поздравляю, теперь и Вы приобщились к волшебникам, умеющим ВЫБИРАТЬ, что и как помнить! Бояться или опираясь на свой опыт идти дальше!

         Как, сказал Ж.Ж. Руссо: «Страх и надежда — вот два орудия, при помощи которых управляют людьми». Каждый из нас может выбрать, да-да, ВЫБИРАТЬ, о чем часто забывают люди, как двигаться по своей жизни. Согласен ли человек быть управляемым страхами, и реализовывать цели других людей или опираясь на собственный опыт, используя его как ресурс, идти к своим!

 

Литература:

  1. Р.Бендлер, Дж. Гриндер Из лягушек в принцы.- Корвет, 2010.
  2. Большой толковый психологический словарь, том 1 А.Ребер Вече АСТ Москва 2000
  3. Ильин ЕЛ. Эмоции и чувства. - СПб, 2001.
  4. Психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: 2003 

Ссылка на источник (PDF)

Наверх