Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

Психологические реабилитационные мероприятия с раненными

 военнослужащими в условиях госпиталя

 

     Госпитальный этап психологической реабилитации включает в себя оказание психологической помощи психологами – консультантами  на фоне интенсивного применения врачами к раненным участникам боевых действий медикаментозных (транквилизаторы, нейролептики, ноотропные средства, и др.), физиотерапевтических средств (водные процедуры, массаж, электропроцедуры), лечебно-оздоровительных методов воздействия (терморелаксация, полирецепторная терморелаксация в термокапсуле и другие), лечебной физкультуры (лечебная гимнастика, направленная на релаксацию, тонизирующая гимнастика с использованием тренажеров), рефлексотерапии (ИРТ, Су-Джок-акупунктура), гипербарической оксигенации, диетотерапии.

     К особенностям оказания психологической помощи, определяющим специфику протекания реабилитационного процесса на госпитальном этапе можно отнести: осуществление психологического воздействия на фоне активного медикаментозного лечения; одновременное пребывание в палате военнослужащих с ранениями различной степени тяжести; ограниченный выбор способов  психологической помощи, по причине  замкнутого пространства больничной палаты и работы с лежачими больными; отсутствие клиентского запроса; невозможность конфиденциального общения; наличие у раненого обостренного переживания своего нынешнего состояния и тревожного ожидания будущего; монологический характер работы; сочетание методов групповой и индивидуальной работы; необходимость постоянного поддержания  в больничной палате помогающих «терапевтических» отношений; ограниченность  взаимодействия психолога с раненым временем пребывания  военнослужащего в госпитале.

     Методы психотерапии включают в себя традиционные методы общей направленности: релаксационный тренинг "Антистресс", методику биологической обратной связи, аутогенную тренировку, мышечную релаксацию Джекобсона; специальные – нейро-лингвистическое программирование, (техники работы с болью, страхами, кошмарными снами и т.д), логотерапию, библио-,музыко-, видеотерапию и  др..

Работа психологов ведется  в трех основных направлениях, предполагающих приоритетное применение: 1) сугестотерапии и гипноза; 2) рациональной терапии; 3) поведенческой терапии.

     Объединяющей особенностью такой работы во всех направлениях является использование экзистенционального анализа жизнедеятельности раненного участника боевых действий.   При этом психотерапевтические воздействия могут иметь краткосрочный характер, допускаются модификации, а также частичную интеграцию различных методов. Как правило, при оказании психологической помощи используется весь арсенал психотерапевтических приёмов и техник, направленных на достижение целей изменения проблем раненных.

Рациональная психотерапия основывается на разубеждении, убеждении, обращении к разуму раненного, предъявлении ему различных убедительных фактов, доказательств, что приводит его к воз­можности самому делать определенные выводы, приходить к нуж­ным заключениям, изменяя отношение к психотравмирующей ситу­ации. Включает в себя проведение в доступной форме специаль­ных бесед с военнослужащими. В ходе них логически доказывается возможность успешного ле­чения.

     На соответствующих примерах поддерживается бодрость духа, укрепляется воля к восстановлению нормального состоя­ния. Суть проводимых бесед - апелляция к разуму, сознанию, воле человека. В качестве воздействующих факторов используются авто­ритет врача, психолога, командира, опытного сослуживца, убе­ждение и переубеждение, разъяснение ситуации, отвлечение его от личностных проблем и т.п. Рациональная психотерапия - это логичес­кое, аргументированное разъяснение путем объяснения, сообще­ния раненному военнослужащему того, что он не знает и не понимает, что может поколебать его ложные представления и убеждения. Осу­ществляется, как правило, в форме диалога.

  Суггестивная психотерапия представляет собой осуществ­ление эмоционального влияния на психику военнослужащего, т.е. внушение ему определенных мыслей. Воздействие на человека осуществляется двумя способами: внушением в состоянии сна (гипноз) и внушением в состоянии бодрствования. Внушение есть ни что иное, как целенаправленное психи­ческое воздействие, пассивно воспринимаемое человеком без критической оценки. Более часто применялись такие формы внушения, как самовнушение (саморегуляция) и аутогенная тре­нировка.

     В поведенческой терапии  психолог является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить раненного более эффективному поведению в новой ситуации жизнедеятельности. Создаются специальные условия, при которых раненный может и должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между психологом и раненным устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения.

   Независимо от представленных концептуальных ориентаций их должно объединять содержательное и организационное единство.

    При работе с раненными, психологам необходимо учитывать социально-психологические условия, повышающие результативность психологической реабилитации. К ним относятся: ведущая тенденция личности раненого, ее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты; внутренняя картина болезни; личностный адаптационный потенциал; отношения раненого военнослужащего с ближним социальным окружением, в  первичной группе – палате, с семьей, друзьями, однополчанами, медицинским персоналом, обществом в целом; влияние мероприятий профессиональной деятельности психологов при взаимодействии с ранеными военнослужащими, их родственниками, медиками, ближайшим окружением.

     В организации оказания  психологической помощи выделяются следующие общие приемы: эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям раненого; расширение сознания и повышение психологической компетентности; изменение отношения к проблеме, психологическому затруднению (от «тупика» – к ответственному выбору решения); повышение стрессовой и кризисной толерантности; развитие плюралистичного и адекватного реальности мировоззрения; повышение ответственности раненого и выработка готовности к творческому освоению мира, продуктивности.

     Говоря об особенностях  работы с раненными участниками боевых действий, необходимо затронуть тему личности психолога. Основным условием эффективности взаимодействия с раненными  является гуманистическая позиция психолога, клиент-центрированный подход.

     Существует ряд условий, которые приходится соблюдать психологам при работе в госпитальной палате.

     Первое условие - полнейшее спокойствие психолога в любых обстоятельствах. Причем речь здесь идет не о тщательно скрываемом страхе, но об истинном спокойствии, которое сравнимо разве что с состоянием, необходимом беременной женщине, - ведь если спокойствие показное, это неизбежно отразиться на плоде. Внутренняя позиция у самого психолога-консультанта должна быть чрезвычайно сильна. Присутствие его в палате  становится ресурсным якорем, для раненого. Если спокоен терапевт, то спокоен и его клиент.

     Второе из них - нахождение  вместе: психолог находится там же, где и его клиент, в госпитале, вне боевых действий. Таким образом, исключаются отношение типа "тебя там не было, тебе этого не понять". Устраняется переживание пациентом собственной исключительности.

     Третье условие – отношения психолога и клиента близки к модели отношений матери и ребенка. Именно поэтому раненные позитивно воспринимают работу гетерогенных групп психологов, где наравне с психологами мужчинами работают и женщины психологи.

     Использование в реабилитационном процессе знаний об социально-психологических условиях  в сочетании с индивидуальными программами реабилитации приводит к увеличению объема психофизиологических и психологических резервов комбатантов позволяет более успешно и в более короткие сроки восстанавливать психическое здоровье военнослужащих.

 

Список литературы:

1. Белинский А.В., Момот В.А. Особенности медико-психологической реабилитации на госпитальном этапе военнослужащих участников боевых действий //Медицина катастроф №2938. - 2002. - С.52-55.

2. Березовец   В.В.   Социально-психологическая   реабилита­ция ветеранов боевых действий: Дис. ... канд. психол. на­ук. - М., 1997.

3.Бобров А.Ф.и др. Медицинская и профессиональная реабилитация участников ликвидации последствий чрезвычайных происшествий: современные методологические подходы. Пособие для врачей. / Под ред. С.Ф.Гончарова, В.Н.Преображенского. - М.: Всерос. центр медицины катастроф «Защиты», 1998. 52 С.

4. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Монография. - М.: ВУ, 1998.

5. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия – М.: Генезис, 2004.

6. Митасова Е.В. Диссер. к.псих.н. «Социально-психологические условия психологической реабилитации раненых Военнослужащих в медицинских учреждениях МО РФ» 2004г.

 

Ссылка на источник

Наверх