Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

 

ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА"

 

   Общее время подготовки 180 академических часов (80 часов – аудиторных занятий; 40 часов – индивидуальная практика; 60 часов – самостоятельная подготовка)

    Цель курса– овладеть методом специального психофизиологического исследования с использованием компьютерного полиграфа по выявлению реального опыта человека.

    Задачи курса:

 – сформировать у обучаемых представление о психологическом содержании эмоциональной сферы человека;

 – раскрыть образ и психологическую структуру лжи, ключи доступа к диагностике лживого поведения человека;

 – выработать навыки подготовки и проведении СПФИ;

 – раскрыть способы обработки и интерпретации результатов СПФИ.

    Требования к уровню усвоения содержания курса.

   Обучаемый, изучивший данный курс, должен

иметь представление о:

 – психологическом содержании эмоциональной сферы человека;

 – психологическом содержании лжи;

 – пространстве тестирования при проведении СПФИ;

 – функциях и правилах проведения предтестовой беседы;

 – тестовом методе и основных характеристиках теста в рамках СПФИ;

знать:

 – назначение и устройство полиграфа;

 – назначение и устройство датчиков полиграфа;

 – состав ПО полиграфа;

 – порядок проведения СПФИ при кадровых проверках и служебных расследованиях;

 – функции и правила проведения Стим-теста;

 – основные типы и виды тестовых методик СПФИ;

 – основные типы и виды вопросов используемые в СПФИ;

 – правовые основы проведения СПФИ;

 – основные документы в рамках СПФИ;

уметь:

 – составлять вопросы по темам проверки;

 – составлять, проводить и интерпретировать результаты «Стим–теста»;

 – составлять, проводить и интерпретировать результаты тестов СПФИ;

 – составлять заключения по результатам СПФИ.

 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 Тема 1. Психологическое содержание психофизиологического исследования: психология эмоций.

   Работа переживания, при проведении тестирования на полиграфе. Внутренняя регуляция деятельности. Место эмоций в системе внутренней регуляции. Родовое определение эмоций. Эмоция как феномен. Эмоция как психотелесное состояние. Эмоция как процесс. Функции эмоций. Виды эмоций: аффекты, эмоции, чувства. Свойства эмоций: универсальность, динамичность, доминантность, суммация и упрочение, адаптация, пристрастность (субъективность), заразительность, пластичность, удержание в памяти, иррадиация, перенос, амбивалентность, переключаемость. Учет свойств эмоций, при интерпретации результатов тестирования. Управление эмоциональной сферой при проверке на детекторе лжи.

 Тема 2. Введение в курс «Основы психофизиологического исследования с использованием полиграфа»: принцип работы и аппаратные средства.

   Определение и назначение полиграфа. Устройство компьютерного полиграфа: датчики полиграфа, аналогово цифровой процессор (АЦП), программное обеспечение. Состав полиграммы: канал тремора, канал плетизмограммы, канал тахограммы, канал верхнего дыхания, канал нижнего дыхания, канал кожно-гальванической реакции (КГР) тонический, канал КГР фазический, канал динамики давления. Принципы работы полиграфолога: телесной представленности эмоций, предметности эмоций, рефлексии.

 Тема 3. Организация пространства тестирования.

   Цели и задачи полиграфолога. Требования к месту проведения проверки на полиграфе. Этапы проведения проверки на полиграфе: предтестовая беседа, стимульный тест, межтестовая беседа, скрининговый тест, углубленный тест, поисковый тест, послетестовая беседа. Понятие темы, объекта и предмета исследования. Классификация вопросов: ориентировочный вопрос, проверочный вопрос, вопросы сравнения: нейтральный вопрос, контрольный вопрос. Особенности мотивационной регуляции испытуемого в ходе исследования. Закон оптимальной мотивации Йоркса-Додсона. Понятие теста. Классификация служебных тестов. Особенности составления, проведения инструкции и предъявление стимульных тестов: на имя, на цифру, на карточку.

 Тема 4. Требования и правила работы в среде программного обеспечения «Конкорд».

   Основные приложения программы "Конкорд": диспетчер приложений, вопросник, темник, регистратор показателей, анализ полиграмм, полианализатор. Виды ориентировочных вопросов: собственно ориентировочный, жертвенно-релевантный. Виды контрольных вопросов: собственно контрольный, контрольный вопрос сомнения, внетематический контрольный, личностный контрольный, контрольный вопрос управляемой лжи. Правила составления проверочных вопросов: правило "да, нет", лаконичность, предметность,"да нет наверное", однозначность, безоценочность, непредвзятость, "давным давно", не раскрытие частностей, дискриминация, эмоциогенный ключ, на одном языке, бесперспективность, "загнать в угол", "плохие новости в конце". Правила составления контрольных вопросов: объектность, "что-либо, когда-либо", отрицание. Правила введения вопросов в среду программного обеспечения «Конкорд».

 Тема 5. Психологическое содержание лжи.

   Философско-психологическое содержание лжи. Формы лжи. Соотношений понятий: ложь, истина, обман, неправда, сокровенное, хитрость, искажение истины, дезинформация, выдумка, вымысел, фантазия, шутка, розыгрыш. Определение (психол.) обмана. Психологические условия диагностики обмана при проверке на детекторе лжи. Феноменология обмана в ситуации тестирования на полиграфе. Экзистенция. Оригинал. Картина. Символизация, семиотическая апперцепция, описание. Образ сознания. Предмет. Значение. Смысл. Слово. Чувственная ткань. Уровни и регистры сознания. Рефлексия. Переживание. Сознавание. Бессознательное. Профессиональные мультипликаторы определения лжи в ходе тестирования на полиграфе. Типология жизненных миров. Признаки лжи при тестировании на полиграфе.

 Тема 6. Проверки на полиграфе при решении задач кадровой службы.

   Надежность и валидность теста. Особенности применения классического и тематического способов предъявления вопросов. Классификация проверочных тестов: тесты выявления скрываемой информации, тесты проверочных и нейтральных вопросов, тесты контрольных вопросов (зон сравнения К.Бакстера (ZCT), модернизированный тест зон сравнения К.Бакстера (MZCT), тест смешанного типа (ТСТ), тест ЮТА, социально-личностного опросника Гуссейнова). Скрининговый тест: назначение, структура, особенности проведения. Углубленный тест: назначение, структура, особенности проведения. Поисковый тест: назначение, структура, особенности проведения. Типовые темы при кадровых проверках. Составление проверочных и собственно контрольных вопросов для тестов кадровой проверки. Особенности проведения предтестовой беседы при кадровой проверке. Анализ и интерпретация полученных данных.

 Тема 7. Проведения служебного расследования с использованием полиграфа.

   Правила проведения служебного расследования: информированность, "замкнутый круг", "полная картина". Алгоритм работы при проведении расследования. Особенности предтестовой беседы при проведении служебного расследования. Порядок работы в приложении "Полианализатор". Анализ и интерпретация результатов исследования. Основные способы ручного обсчета полиграмм. Условия применения качественной оценки полиграмм при анализе результатов СПФИ. Особенности применения трехбальной оценки полиграмм (американский вариант). Особенности трехбальной оценки полиграмм (отечественный вариант).

 Тема 8. Рабочая и отчетная документация при проведении проверки на полиграфе.

   Юридические документы, обосновывающие проверку с использованием полиграфа: статья 2 Конституции РФ, Статья 17, часть 3 Конституции РФ, Трудовой Кодекс (ТК) РФ Статья 3 Часть 3 Пункт 11, ТК РФ Статья 81 Часть1, ТК РФ Статья 21 Часть 3, ТК РФ. Статья 22 Часть 1 ТК РФ, Федеральный Закон «О коммерческой тайне». Документы, необходимые при проведении проверки на полиграфе: договор с заказчиком, памятка испытуемым о правилах прохождения проверки на полиграфе, заявление о согласии испытуемого о прохождении проверки с использованием полиграфа, отчет о результатах проверки.

 

   Если Вас заинтересовало наше предложение Вы можете связаться с нами по указанным телефонам или заполнить форму ниже.

Наверх