ПРОГРАММА КУРСА
«АРТ-ТЕРАПИЯ»
Модуль I. БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ АРТ-ТЕРАПИИ
Тема 1. Основные понятия арт-терапии: история, содержание, факторы арт-терапевтического процесса. Знакомство с изобразительными материалами
История возникновения и становления арт-терапии как самостоятель-ного направления психотерапевтической практики. Модель арт-терапии (элементы взаимодействия). Этапы арт-терапевтического процесса. Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии. Формы арт-терапии. Метафоры изобразительных материалов.
Тема 2. Психология цвета и формы. Работа с пластичными материалами
Системы интерпретации цвета и формы (цветовой круг Гете, символическое значение цвета, интерпретация поля рисуночного пространства). Работа с пластическими материалами (пластилин (скульптура, барельеф, горельеф), бумажная пластика).
Тема 3. Коллаж и ассамбляж в арт-терапевтическом процессе
Творческое самовыражение в техниках коллаж и ассамбляж. Диагно-стические критерии при анализе коллажей (ассамбляжей). Тематический коллаж, тематический ассамбляж.
Тема 4. Многоосевая модель коммуникативных процессов в арт-терапевтической сессии. Парные и групповые техники работы
Анализ коммуникативных процессов в арт-терапевтической сессии по направлениям «уровни коммуникации», «направленность коммуникации», «способы коммуникации». Парные и групповые техники работы (довери-тельное рисование, две стихии, рисование с ширмой, рисование в сегментах).
Тема 5. Частные вопросы арт-терапевтической практики (работа с внешним и внутренним образом Я; работа с семьей)
Понятие Я-концепции в современной психологии. Техники: «Коробочка»; «Автопортрет в натуральную величину». Семейные отношения: определение, функции, типология, содержание работы. Техники: «Разговор», «Общий рисунок», «Семейный портрет».
Модуль II. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
Тема 1. Диагностический и психотерапевтический инструмент «мандала»
История психотерапевтического применения. Усредненные критерии интерпретации. Система архитипических стадий большого круга мандалы. Мандалы-раскраски. Практический опыт создания мандал.
Тема 2. Метафорические ассоциативные карты как инструмент арт-терапевтической практики
История психотерапевтического применения (метод фотолангажа, О-карты (Oh-cards), визуальные фотостимулы Дж. Волкера, спектрокарты У. Халколы). Содержание и принципы работы с применением: О-карт (колоды: Persona, Habitat, Ecco, Oh, Saga), спектрокарт У. Халколы, карт Таро, других ассоциативных и символических карт.
Тема 3. Песочная терапия: история возникновения, приемы и способы работы с песочным полем
История возникновения метода и его содержание. Схема построения работы с использованием психотерапевтической песочницы. «Ключи» к пониманию содержания песочной картины. Создание собственных песочных композиций.
Тема 4. Фотография в арт-терапии: основные психотерапевтические функции, приемы и техники работы
Фототерапия, фото-арт-терапия и терапевтическая фотография. Основные психотерапевтические функции фотографии и варианты ее психотерапевтического применения: фотоавтопортрет, фотографирование объектов и ситуаций, фотоколлаж.
Обобщение опыта. Экзамен
Синтез теоретических представлений и практических навыков по ис-пользованию различных техник арт-терапии. Оценка экзаменаторами уровня приобретенных знаний; навыков и умений организации арт-терапевтического процесса.
Литература.
1. Браэм Г. Психология цвета. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Лабиринт, 2010.
3. Грегг М.Ферс Тайный мир рисунка – СПб.: Деметра, 2003.
4. Диагностика в арт-терапии: метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Речь, 2002.
5. Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в изучении бессознательного и особенности психотерапии пограничных нервно-психических расстройств. Методические рекомендации. – М, 1995.
6. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002.
7. Копытин А.И. Техники фототерапии. – СПб.: Речь, 2010.
8. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: Когито-Центр, 2010.
9. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2007.
10. Мэй Р., Калигор Л. Сновидения и символы. – М.: ИОИ, 2010.
11. Нойманн Э. Великая мать /Глубинная психология и психоанализ – М.: «Добросвет», Издательство «КДУ», 2012.
12. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2008.
13. Практикум по арт-терапии. / Под ред. А.И. Копытина.- СПб.: Питер, 2000.
14. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании / Пер. с англ. Н.А. Хмелик. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
15. Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006.
16. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии – СПб: Изд. Пирожкова, 2001.
17. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб: Питер, 2001.
18. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб.: Речь, 2010.
19. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2008.
20. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. – М.: Наука, 1996.