Мотивация достижения (успеха, удачи) – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Измерить уровень мотивации достижения, мотивированности на успех можно с помощью разработанной шкалы – небольшого теста-опросника. Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – "да" или "нет". Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).
В отличие от многих ранее описанных тестов-опросников шкала потребности в достижениях имеет стеновые нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью следующей таблицы:
Сумма баллов |
2-9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18-21 |
Шкальная оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Уровень потребности достижения |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Код: ответы "да" на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22;
ответы "нет" на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.
Лицам, имеющим высокий уровень потребности в достижении, свойственны:
¨ настойчивость в достижении целей;
¨ неудовлетворенность достигнутым;
¨ склонность сильно увлекаться работой, стремление в любом случае получить удовольствие от успеха;
¨ неспособность плохо работать;
¨ постоянное стремление сделать дело лучше;
¨ потребность изобретать новые приемы работы;
¨ неудовлетворенность легким успехом;
¨ отсутствие духа соперничества, желание, чтобы и другие пережили вместе с ними радость успеха;
¨ готовность принять помощь и помогать другим при решении трудных задач.
Инструкция: Опросник содержит 22 высказывания, по каждому из которых Вам предстоит выразить свое мнение. Если вы согласны с высказыванием, поставьте под его номером в бланке для ответов “1” в строке “Да”, если не согласны - то в строке “Нет”. Отвечайте быстро, не задумываясь. Возможно, что некоторые из высказываний будет трудно отнести к себе. Не стремитесь произвести благоприятное впечатление. Плохих или хороших ответов не существует.
Стимульный материал
- Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
- Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
- Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
- Считаю, что люди больше всего страдают от неудач на работе, чем от плохих отношений с близкими.
- По моему мнению, большинство людей живет далекими целями, а не близкими.
- В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
- Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
- Даже в обычной работе я усовершенствовать некоторые ее элементы.
- Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
- Мои родители считали меня ленивым ребенком.
- Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
- Мои родители слишком строго контролировали меня.
- Терпения во мне больше, чем способностей.
- Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
- Думаю, что я уверенный в себе человек.
- Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
- Я не усердный человек.
- Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
- Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях, нежели о происшествиях.
- Мои близкие не разделяют обычно моих планов.
- Уровень моих требований ниже, чем у моих товарищей.
- Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Опросник потребности в достижении (Ю.М.Орловой)
Бланк тестируемого ___________________________________Дата_____________
? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
Да |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|