КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ МЕТОДАМИ NLP
«Страх и надежда — вот два орудия,
при помощи которых управляют людьми»
Ж.Ж. Руссо
Объектом религиозного, философского осмысления феномен страха является уже с древности, как одно из наиболее ярких и при этом значимых проявлений эмоциональной сферы человека. Основные взгляды на сущность и природу страха, условия его возникновения и роль в жизни человека представлены в трудах многих философов таких как Б.Спиноза, Декарт.Р, Кант.И, учёных различных психологических школ и направлений Уотсона.Дж, Холла.С, Фрейда.З, Адлера.А,Роджерса.К, Кемпински.А, в теориях эмоций Вундта.В, Джеймса.У, Изарда.К и концепциях страха Кагана.Дж. Большая часть работ российских учёных по проблеме страхов опираются на исследования В.Н.Мясищева, И.П.Павлова, С.Т.Шатского, В.И.Гарбузова, А.С.Спиваковской. В психотерапевтическом направлении этой тематика освещается у А.И.Захарова, Ю.В.Климаковой, О.Е.Хухлаевой, в рамках экстремальной психологии Ц.П.Короленко, В.И.Лебедева, В.С.Мухиной и др.
Однако интересно отметить, то, что еще Диоген из Синопа (ок.400-325 гг. до н.э.) и Ибн-Сина (Авиценна ок. 980-1037 н.э.) разграничивали переживания актуальной опасности и страха перед будущей опасностью. Они подчёркивали, что у человека в отличие от всех других «живых творений», страх связан не только с непосредственным восприятием опасности, но и с предчувствием возможной опасности [2].
Давайте разберемся, что подразумевается в современной психологической науке под феноменом страха и механизмами его возникновения.
В словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова указано, что страх это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищающим его ценностям [4].
Е.П. Ильин рассматривает страх как эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Однако, как утверждает автор, если для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно, то для человека как социального существа страх может стать препятствием для достижения поставленных им целей [3].
Известно, что обычные страхи появляются у людей вследствие обучения бояться, путем повторения «фантазий в темной комнате», исходя из чужого опыта.
На свой собственный эмоциональный опыт опирается страх появившийся в результате сильнейшего эмоционального переживания, научения, причем с одной попытки. Такой страх называется фобия, для него характерна мгновенная скорость обучения и всегда внешний агрессор, что и является, главным отличаем фобии от других страхов. Единичное переживание, за счет механизма обобщения, превращается во множество внешних агрессоров – опасными становятся ВСЕ собаки, лифты, самолеты..…
И так, как было сказано выше, страх, паническая атака или фобическая реакция могут возникнуть в результате научения на базе реальной или воображаемой опасности. [4].
То, что касается реальных событий, механизм возникновения страха достаточно понятен: в коре головного мозга организуется нейронная цепочка связывающая событие и эмоциональную реакцию на него. Как же может возникнуть чувство страха при отсутствии агрессора, когда человек находится в комфортном, защищенном пространстве?
Для этого необходимо уточнить особенности восприятия и хранения информации нашим мозгом. Мы знаем, что мир дан нам в наших ощущениях благодаря органам чувств: зрению, слуху, вкусу, осязанию и обонянию. Если эмоциональный фон не очень высок, человеку приходиться многократно воспринимать внешнюю информацию для ее запечатления и сохранения в памяти. Например, когда мы учили какой-то скучный предмет в школе, приходилось повторять и повторять прочитанное, «зазубривать».
В то же время интересное, эмоционально окрашенное преподнесение материала, позволяло всё «схватывать на лету». А неординарное событие, окрашенное яркими эмоциями, воспринимаемое сразу по всем сенсорным каналам запоминается, оставляет свой отпечаток мгновенно, и что характерно, не в словесной форме, а в образах, звуках, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущениях. Часто говорят: оставляет неизгладимый след. След в нашей памяти, т.е. следовая деятельность коры головного мозга.
Кто или что может освежить нашу память, включить следовую деятельность? Известно, что в основе нашего обучения и формирования привычек лежит способность мозга выстраивать ассоциативные связи между внешними стимулами и внутренней информацией, эмоцией, помогающие нам понимать все явления внешнего мира. Такие ассоциативные цепочки в NLP называются Якоря. Любое явление внешнего мира, вызывающее эмоцию, как положительную, так и отрицательную и есть тот самый Якорь.
Якоря существуют во всех модальностях: вы увидели старую фотографию или услышали любимую мелодию, а запах мимозы или одеколона «Шипр»…и…мы унеслись в страну воспоминаний. А если в пятницу подумать о выходных, будущем отдыхе, рыбалке …и …вот она – радость!
Самое интересное, что наше сознание и тело – едины, представляют собой систему и на эти внешние «якорёчк» и или мысли, откликнется наше тело и к нам возвращаются те эмоции, которые мы переживали когда-то или те которые мы ожидаем получить в будущем.
Таким образом, через внешние стимулы или мысли о них мы получаем доступ к нашим ресурсам или к страхам. Дальше уже идет работа кинестетической системы – волшебным образом, следуя за мыслями, переносить чувства и телесные ощущения из прошлого или будущего в настоящее, в «здесь и теперь», в тот миг, который и называется Жизнь.
Если мы вернемся к нашему вопросу о причинах переживания страха, то благодаря выше описанному механизму и проявляется уникальная способность человека, при отсутствии агрессора начать испытывать дискомфорт.
Например, человеку страдающему фобией, не надо оказаться радом с собакой, чтобы ее испугаться, достаточно только подумать о ней – уже страшно …. При клаустрофобии, не надо заходить в лифт, достаточно подумать, о том, что надо в нем ехать – и человек уже задыхается.
Страх, который возникает в настоящем, при отсутствии агрессора, показывает, что мы реагируем не на само событие, а на воспоминание об этом событии, на, те картинки, звуки и чувства, которые смогла сохранить следовая деятельность коры головного мозга.
Как помочь людям, что можно с этим сделать? Вот вопрос, на который направлен научный и практический интерес психотерапии.
С точки зрения концепции NLP - помнить можно по-разному! Например, основоположники данного направления в психотерапии Р.Бендлер и Дж. Гриндер, работая в клинике неврозов, выявили следующую особенность кодировки событий у пациентов – приятные события те вспоминали диссоциированно, в виде картинок, находящихся далеко, маленькими и тёмными, в то время как негативные события - виделись рядом, цветными и ассоциированными. Напомню, что люди, умеющие именно так, кодировать и сохранять информацию, оказались в клинике неврозов. И, конечно, нам с Вами логично предположить: что для выздоровления, надо просто поменять эти картинки местами: негативные отодвинуть, выйти из них, сделать их маленькими и черно-белыми, а приятные – приблизить и раскрасить, т.е. перекодировать сохранение информации, научиться ПОМНИТЬ ПО-ДРУГОМУ[2].
Именно на таких возможностях мозга и построены техники NLP, помогающие изменять отношения клиентов к стрессорам, вызывающим фобические реакции, страхам, неприятным ситуациям.
А, Вы, как кодируете свой опыт? Подумайте по очереди, с начало о приятной ситуации, а потом о нейтральной. Где появляются картинки, какого они размера, цвета, вы внутри ситуации или смотрите со стороны? Подвигайте эти картинки, ближе дальше, поиграйте с цветом, а потом верните все на прежнее место. Как менялись Ваши ощущения, чувства? Поздравляю, теперь и Вы приобщились к волшебникам, умеющим ВЫБИРАТЬ, что и как помнить! Бояться или опираясь на свой опыт идти дальше!
Как, сказал Ж.Ж. Руссо: «Страх и надежда — вот два орудия, при помощи которых управляют людьми». Каждый из нас может выбрать, да-да, ВЫБИРАТЬ, о чем часто забывают люди, как двигаться по своей жизни. Согласен ли человек быть управляемым страхами, и реализовывать цели других людей или опираясь на собственный опыт, используя его как ресурс, идти к своим!
Литература:
- Р.Бендлер, Дж. Гриндер Из лягушек в принцы.- Корвет, 2010.
- Большой толковый психологический словарь, том 1 А.Ребер Вече АСТ Москва 2000
- Ильин ЕЛ. Эмоции и чувства. - СПб, 2001.
- Психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: 2003