Школа Современных
Психотехнологий
8 (495) 391-89-67 / 8 (903) 111-66-40
«Школа современных
психотехнологий»
проводит подготовку специалистов в области проведения специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа.
Узнать больше

Программа

ПРОГРАММА КУРСА

"ОСНОВЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА"

 

Тема 1. Психологическое содержание психофизиологического исследования: психология эмоций.

Работа переживания, при проведении тестирования на полиграфе. Внутренняя регуляция деятельности. Место эмоций в системе внутренней регуляции. Родовое определение эмоций. Эмоции как феномен. Эмоции как психотелесное состояние. Эмоции как процесс. Функции эмоций. Виды эмоций: аффекты, эмоции, чувства. Свойства эмоций: универсальность, динамичность, доминантность, суммация и упрочение, адаптация, пристрастность (субъективность), заразительность, пластичность,  удержание в памяти, иррадиация, перенос, амбивалентность, переключаемость. Правила учета свойств эмоций, при проведении тестирования на полиграфе. Управление эмоциональной сферой при проверке на детекторе лжи.

 

Тема 2. Введение в курс «Основы психофизиологического исследования с использованием полиграфа»: принцип работы и аппаратные средства.

Определение полиграфа. Назначение полиграфа. Устройство компьютерного полиграфа: датчики полиграфа, аналогово цифровой процессор (АЦП), програмное обеспечение. Состав полиграммы: канал тремора, канал плетизмограммы, канал тахограммы, канал верхнего дыхания, канал нижнего дыхания, канал кожно-гальванической реакции (КГР) тонический, канал КГР фазический, канал динамики давления, стимул, реакция. Принципы работы полиграфолога: телесной представленности эмоций, предметности эмоций, рефлексии.

 

Тема 3. Организация и структурирование пространства тестирования на начальном этапе работы с испытуемым.

Цели и задачи полиграфолога. Этические принципы полиграфолога. Требования к месту проведения проверки на полиграфе. Этапы проведения проверки на полиграфе: предтестовая беседа, стимульный тест, межтестовая беседа, скрининговый тест, углубленный тест, поисковый тест, послетестовая беседа. Основные типы вопросов: ориентировочный вопрос, проверочный вопрос, вопросы сравнения: нейтральный вопрос, контрольный вопрос. Закон оптимальной мотивации Йоркса-Додсона. Мотивация испытуемого во время проверки. Виды стимульных тестов: тест на имя, тест на цифру, тест на карточку.

 

 

Тема 4. Требования и правила работы в среде программного обеспечения «Конкорд».

Основные приложения программы "Конкорд": диспетчер приложений, вопросник, темник, регистратор показателей, анализ полиграмм, полианализатор. Виды ориентировочных вопросов: собственно ориентировочный, жертвенно-релевантный. Виды контрольных вопросов: собственно контрольный, контрольный скрининговый, вне тематический контрольный, иррелевантный. Правила оформления вопросов в ПО «Конкорд»: обозначение вопроса,  наличие темы, константность темы. Формирование навыка предъявления вопросов в программе "Конкорд": интонация, порядок предъявления стимула.

 

Тема 5.Теоретическое обеспечение проверки на полиграфе при решении задач кадровой службы.

Признаки надежности теста: априорная и апостериорная вероятности вопросов, артефакт, своевременность реакций. Условия валидности теста. Назначение скринингового теста. Структура скринингового теста. Назначение углубленного теста. Структура углубленного теста. Правила составления проверочных вопросов: правило "да, нет", лаконичность, предметность,"да нет наверное", однозначность, безоценочность, непредвзятость, "давным давно", не раскрытие частностей, дискриминация, эмоциогенный ключ, на одном языке, бесперспективность, "загнать в угол", "плохие новости в конце". Правила составления контрольных вопросов:  объектность, "что-либо, когда-либо", отрицание.

 

Тема 6. Практическая отработка навыков проведения проверки на полиграфе при кадровых проверках.

Формирование навыков проведения предтестовой беседы: установка контакта, ориентировка испытуемого в рамках предстоящей проверки. Формирование навыка реализации алгоритма проведения кадровой проверки на полиграфе. Закрепление навыков предъявления вопросов в программе "Конкорд": интонация, порядок предъявления стимула. Практика анализа и интерпретации полученных данных.

 

Тема 7.  Психологическое содержание лжи.

Философско-психологическое содержание лжи. Формы лжи. Соотношений понятий: ложь, истина, обман, неправда, сокровенное, хитрость, искажение истины, дезинформация, выдумка, вымысел, фантазия, шутка, розыгрыш. Определение (психол.) обмана. Психологические условия диагностики обмана при проверке на детекторе лжи. Феноменология обмана в ситуации тестирования на полиграфе. Экзистенция. Оригинал. Картина. Символизация, семиотическая апперцепция, описание. Образ сознания. Предмет. Значение. Смысл. Слово. Чувственная ткань. Уровни и регистры сознания. Рефлексия. Переживание. Сознавание. Бессознательное. Профессиональные мультипликаторы определения лжи в ходе тестирования на полиграфе. Типология жизненных миров. Признаки лжи  при тестировании на полиграфе.

 

Тема 8. Порядок и правила проведения служебного расследования с использованием полиграфа классической и тематической методикой предъявления вопросов.

Особенности применения классического способа предъявления вопросов. Техники предъявления вопросов: техника нейтральных и проверочных вопросов: тест общих вопросов (GQT);  техника контрольных вопросов (МКВ): тест зон сравнения К.Бакстера (ZCT), модернизированный тест зон сравнения К.Бакстера (MZCT), тест зон сравнения института полиграфа МО США, модифицированный тест общих вопросов (MGQT), тест смешанного типа (ТСТ), тест оценки значимости версий (ТОЗВ); техника (выявления) скрываемой информации (Т(В)СИ): тест пика напряжения (PTT), тест знаний виновного (GKT), поисковый тест значимости версий. Особенности применения социально-личностного опросника Гуссейнова (СЛОГ). Особенности применения тематического способа предъявления вопросов. Отличие классического от тематического способа предъявления вопросов. Правила проведения служебного расследования: информированность, "замкнутый круг", "полная картина". Алгоритм работы при проведении расследования.

 

Тема 9. Практика проведения проверки на полиграфе в рамках служебного расследования с применением "тематической методики"  построения теста.

Тренировка навыков проведения предтестовой беседы: установка контакта, ориентировка испытуемого в рамках предстоящего исследования. Тренировка навыков предъявления вопросов в программе "Конкорд": интонация, порядок предъявления стимула. Закрепление навыка в реализации алгоритма проведения служебного расследования с использованием полиграфа. Порядок работы в приложении "Полианализатор". Практика анализа и интерпретации полученных данных.

 

Тема 10. Основные способы ручного обсчета полиграмм.

Условия применения качественной оценки полиграмм при анализе результатов СПФИ. Особенности применения трехбальной оценки полиграмм (американский вариант). Особенности трехбальной оценки полиграмм (отечественный вариант). Формирование навыка по анализу полиграмм путем ручного обсчета: определение типа теста, представленного на полиграфе, определение выраженности реакции на стимулы СПФИ, сравнение реакций на стимулы СПФИ.

 

Тема 11. Рабочая и отчетная документация при проведении проверки на полиграфе.

Юридические документы, обосновывающие проверку с использованием полиграфа: статья 2 Конституции РФ, Статья 17, часть 3 Конституции РФ, Трудовой Кодекс (ТК) РФ Статья 3 Часть 3 Пункт 11, ТК РФ Статья 81 Часть1, ТК РФ Статья 21 Часть 3, ТК РФ. Статья 22 Часть 1 ТК РФ,  Федеральный Закон  «О коммерческой тайне». Документы, необходимые при проведении проверки на полиграфе: договор с заказчиком, памятка испытуемым о правилах прохождения проверки на полиграфе, заявление о согласии испытуемого о прохождении проверки с использованием полиграфа, отчет о результатах проверки.

 

Тема 12. Практика проведения проверки на полиграфе в рамках служебного расследования с применением "классической методики" построения и предъявления теста.

Закрепление навыков проведения предтестовой беседы: установка контакта, ориентировка испытуемого в рамках предстоящего исследования.  Закрепление навыка в реализации алгоритма проведения проверки с использованием полиграфа. Практика анализа и интерпретации полученных данных.

Наверх