Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

Синтез науки и искусства или

Душа непознаваема без творчества

    Психология как наука имеет ряд существенных особенностей, определяющих не просто желательность, а насущную необходимость творчества, как в процессе ее изучения, так и в практической деятельности специалиста-психолога. Многообразие и противоречивость взглядов, концепций, малая разработанность четких алгоритмов действий, относительность законов, отсутствие общепринятых единиц измерения и многое другое позволяют многим авторитетным специалистам высказывать мнение о том, что в некоторых аспектах психология близка искусству.

       Перечисленные особенности психологии непосредственно связаны со спецификой предмета ее изучения – человеческой психикой. Психика многогранна и зачастую противоречива, она включает в себя творческий компонент, поскольку не просто, подобно зеркалу, пассивно отражает объективную реальность, а активно создает ее субъективный образ и саму реальность преобразует в соответствии с потребностями человека.

Творческий характер имеет восприятие и воображение. Творчество – в самой сути человеческого мышления. Творческие аспекты отличают и такую сложную психическую структуру, как человеческая личность. Во-первых, в случае необходимости личность способна преобразовывать стереотипные способы поведения и мышления. Во-вторых, личность является разнородной, множественной, сохраняя при этом в норме свою целостность. В-третьих, личность существует только в развитии.

         Сложность, многогранность психики отражается в сложности и многогранности психологического знания: в многообразии школ, направлений, теорий и концепций. В современной психологии существует более 60 теорий личности, и число их продолжает расти. Парадоксальная, с точки зрения точных наук, ситуация наблюдается и в области психотерапии. Для решения одной и той же психической проблемы предлагаются десятки различных, иногда мало согласованных между собой, способов. Еще больший парадокс связан с тем, что любой из способов может дать положительный эффект при его профессиональном использовании.

Вышеперечисленные особенности психики и психологии определяют необходимость творчества в изучении психологии, исследовании психики и деятельности психолога. Без кропотливого изучения психологической науки и выработки устойчивых практических навыков, освоения арсенала психологических методов и техник вряд ли возможно становление профессионала - психолога. Но только этого недостаточно.

Проведенные нами среди студентов-психологов и психологов-профессионалов исследования показывают, что чем выше креативность студентов, тем меньше трудностей они испытывают при изучении психологии, тем выше их успеваемость и степень удовлетворенности ее изучением. У профессиональных психологов, имеющих высокий уровень креативности и проявляющих творчество в своей работе, выше качество деятельности.

        Признание роли творчества, как в развитии психологической науки, так и в деятельности психолога-практика, не является отрицанием рациональной составляющей психологического исследования. Утверждение о том, что в некоторых аспектах психология близка искусству, не означает ее отрицание как науки, а создает предпосылки для гармоничного синтеза обеих ее составляющих, синтеза, который, наверное, только и может обеспечить движение на пути постижения рациональной и иррациональной, гармоничной и противоречивой, типичной и индивидуальной человеческой души.

 

О. Назаров

 

Наверх