Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

ПРОГРАММА КУРСА

«ОСНОВЫ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ»


Тема 1. Введение в телесно-ориентированную психотерапию. Образ, схема и структура тела
Школы и подходы телесно-ориентированной психотерапии: вегетотерапия Вильгельма Райха; биоэнергетика Алек-сандра Лоуэна; бодинамика Лисбет Марчер; биосинтез Дэвида Боаделлы; телесное осознавание Мойше Фельденкрайза; метод телесной интеграции Фредерика Матиаса Александера. Базовые понятия: социальное и животное тело, энергия, схема, образ и структура тела. Телесные блоки и зажимы, телесные блоки и характер, поступки человека, телесная метафора. Проблемная анатомия и картография и топография тела. Проблемная анатомия: базовые проблемы и их расположение в теле. Считывание проблемных зон с тела, первичная телесная диагностика. Контакт в телесно-ориентированной психотерапии. Виды контакта. Выбор вида контакта. Групповая и индивидуальная телесно-ориентированная психотерапия. Примеры групповых вариантов телесно-ориентированной психотерапии.

 

Тема 2. Границы и опоры в телесно-ориентированной психотерапии. Основные методы работы
Понятие границ в телесно-ориентированной психотерапии. Причины нарушений границ и их проявления. Нарушения границ. Способы работы с границами, структурная и диагностическая работа. Показания для работы с границами. Структурная работа с границами. Соматический резонанс, как один из аспектов работы с границами. «Опоры» в телесно-ориентированной психотерапии. Виды опор (базовая, материнская, акушерская). Психологический механизм формирования нарушений, показания, технические приемы работы с опорами. Показания к использованию работы с опорами. Технические приемы работы с опорами. 
Контакт в телесно-ориентированной психотерапии. Критерии выделения контакта: по первостихиям, по площади прикосновения, по задаче.

 

Тема 3. Основные принципы работы с клиентом, первичная диагностика и стратегия работы в телесно-ориентированной психотерапии
Составление терапевтического контракта в телесно-ориентированной психотерапии. Влияние контракта на терапевтический процесс. Основные законы и принципы клиентской работы. Основные этические принципы телесно-ориентированной психотерапии, особенности терапевтической этики. Организация клиентской (индивидуальной, групповой) работы в телесно-ориентированной психотерапии. Понятие психотерапевтического процесса, структурной и процессуальной работы. Стратегические и тактические шаги в психотерапевтическом процессе.
Понятие о языке предъявления запроса: эмоциональный, рациональный, телесный. Прояснение и формирование реального клиентского запроса. Сбор информации, диагностическая оценка предъявляемой информации, считывание телесной информации. Построение терапевтической стратегии и тактики. 
Перенос и контрперенос в телесно-ориентированной психотерапии, проективная идентификация. Безопасность в телесно-ориентированной психотерапии.

 

Тема 4. Работа с симптомом в телесно-ориентированной психотерапии
Понятием симптома. Принципы отбора техник для клиентской работы. Ведение клиента, активность терапевта. Работа с истинным и предъявляемым запросом клиента. Отработка практических навыков индивидуальной и групповой клиентской работы. 
Практические упражнения: работа с телесной метафорой, считывание телесной информации. "Видение тела" собственного и другого человека. Упражнения на расслабление, упражнения на контакт, упражнения на чувственное осознавание. 
Психологический механизм подавленной агрессии. Истинные причины отсутствия доверия к миру. Техники работы с агрессией и доверием.
Контроль эффективности психотерапевтической работы. Истинные и ложные модели успешности клиентской работы в телесно-ориентированной психотерапии. Клиентские минисессии под супервизии.

 

Тема 5. Соматическая вегетотерапия Вильгельма Райха
Вегетотерапия В. Райха - первое, базовое направление телесно-ориентированной психотерапии, как основа школ телесно-ориентированной психотерапии. История развития и становления метода. Психоаналитические корни райхианства. Основные принципы и пути терапевтической работы В. Райха. Базовые понятия райхианской терапии: опора, энергия, базовая (ядерная) проблема, мышечный зажим, блок, вторичная блокировка; мышечный панцирь и панцирь характера; психосоматическая медицина; телесный паттерн и формирование типа личности; понятие психологического роста. Основные положения выдвинутой В. Райхом концепции: три уровня наличия чувства (ядерный слой, мышечный слой и уровень маски); мышечный панцирь и панцирь характера; панцирь характера и тип личности (невротический, эмоциональная чума, генитальный); базовый мышечный панцирь. Проблемная анатомия основных телесных блоков по В. Райху. Соматическая вегетотерапия. Диагностика по системе блоков. Принципы практической работы с пациентом. Классические техники В. Райха, ориентированные на усиление привычных мышечных напряжений. Техники В.Райха, ориентированные на работу с дыханием. Современные техники работы в райхианской традиции. Основные стратегии райхианской терапии при работе с предъявляемым симптомом и при целостной личностной терапии.
Основные методы используемые для отработки приобретаемых знаний: индивидуальная работа, групповая, работа в парах и тройках. Дидактическое обучение; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов, отработка навыков.

 

Тема 6. Биоэнергетика Александра Лоуэна
Биоэнергетика: основные принципы функционирования. Строение тела и характер. Динамика структуры характера и типы характера по А. Лоуэну. Представительство характера в теле. Диагностика по напряженным позам. Техники работы Лоуэна: биоэнергетический стул, арка Лоуэна, экспрессивные техники. Понятие заземления. Развитие: от ригидности к подвижности и большей жизненности. Биоэнергетические способы раскрепощения энергии: увеличение состояния вибрации тела, заземление, углубление дыхания, обострение сознания, расширение репертуара выражения движения.

 

Тема 7. Телесное сознавание и развитие телесной энергетики методом Мойше Фельденкрайза
Система М.Фельденкрайза, как результат интеграции западной психотерапии и восточной культуры телесности. Методом телесного сознавания М. Фельденкрайза. Базовые теоретические положениями метода. Оптимальная саморегуляция. Раскрытие ресурсов. Контакт с собственным телом. Система М. Фельденкрайза как система восстановления контакта, реабилитации тела. Сознательный и бессознательный образ Я-телесного, компоненты образа Я.
Критерии оптимального движения. Алгоритм изменения привычных двигательных паттернов на естественные движения. Исследование возможных вариаций привычного движения. Восстановление грации. Эффективное движение - движение без излишков напряжений. Навыки осознавания тела, осознание и освобождение дыхания, связь дыхания и эмоций. Роль сознавания. Система упражнений (уроков). Современный соматический подход Т. Ханны. Моторно-сенсорная амнезия. Реакция на стресс - рефлекс "красного" света и рефлекс "зеленого" света. Программа соматических упражнений. Клиентская работа по методу Фель-денкрайза. Клиентская работа в биоэнергетике.

 

Тема 8. Основы бодинамики Лисбет Марчер
Бодинамический анализ, или соматическая психология развития, - современный развивающийся метод телесной психотерапии, разработанный датской исследовательницей Л. Марчер и её последователями. Основные понятия и принципы работы в бодинамике. Понимание психомоторного развития и структур характера. Отклонения в развитии конкретные группы мышц и схемы поведения. Теория структуры характера, основанная на гипо- или гиперреактивности мышц. 
Классификация структур характера, опирающаяся на процесс психомоторного развития ребенка. "Ранний" и "поздний" варианты характерологических структур. Выявление определенных внешних особенностей тела клиента, характерных для той или иной структуры. Составление и использование "телесной карты" Л. Марчер. 
Структуры и формирующиеся на их основе базовые потребности, их влияние на взаимоотношения человека с миром (структуры существования, потребности автономии, воли, любви и сексуальности, формирования мнений, солидарности и представления своих интересов). Диагностика нарушений в формировании структур. Тестирование отдельных мышц и мышечных групп, диагностика их возрастного генеза и поведенческого содержания. Работа с конкретными мышцами тела, отвечающими за соответствующие схемы поведения. Методы коррекции психологических проблем в сочетании с определёнными «психологически нагруженными» физическими упражнениями.
Методы коррекции нарушенных структур телесных характеров. Бодинамический подход к работе с шоковыми травмами.

 

Тема 9. Арт-терапевтические практики в рамках телесно-ориентированной психотерапии
Особенности арттерапии. Диагностика. Схема архитипических цветов. Проективные методы диагностики психофизических зажимов. Техники: автопортрет, боди-арт, каракули, живая фигура. Пластико-драматические приемы. Пантомимичесие «Шаги», «Иллюзии», «Стена», «Волна». Техники выразительного движения. Танцы «масок» (образов), «Подиум», Этюды тишины.

 

Тема 10. Супервизия. Экзамен
Основные методы: индивидуальная работа, групповая, работа в парах. Дидактическое обучение, демонстрация слайдов, разбор сложных случаев; теоретические дискуссии.

 

Литература:

1. Бреннан Р. Пособие по применению методики Александера. СПб, 1998.
2. Баскаков В. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориетированной психотерапии и психотехнике. М., 2001.
3. Баскаков В.Хрестоматия по ТОП. Текст сайта http://www.myword.ru
4. Газарова "Психология телесности". ИОИ. 2002.
5. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М., "Компания ПАНИ", 1996.
6. Лоуэн А. Сборник биоэнергетических опытов. М., "Издательство ACT", 2004.
7. Лоуэн А. Психология тела биоэнергетический анализ тела. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000г.
8. Райх В. Анализ характера. М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000г.
9. Райх В. Анализ личности. пер. М., СПб., 1999.
10. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., "Прогресс", 1992
11. Тхостов А.Ш. Психология телесности. Изд. "Смысл", 2002.
12. Фельденкрайц М. Осознание через движение. СПб, 1998.
13. Янов А. Первобытный крик. М., 1997.

Наверх