Школа-студия
современной психологии

Школа-студия современной психологии

admin@psy-resultat.ru

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РЕШЕНИЯ ИНТТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

 

НИКИФОРОВ Андрей Владиславович,

преподаватель кафедры психологии

Военного университета Министерства обороны РФ,  руководитель группы

полиграфологов ООО «Школа современных психотехнологий»

КУЖИН Евгений Владимирович,

курсант Военного университета министерства обороны РФ

 

   Аннотация. В статьепроведен психологический анализэмоциональных условий решения интеллектуальных задач. Содержательно описаны психотехнические приемы применения аппаратно-программных средств в ходе психологической подготовки военнослужащих. Предложена программа психологической подготовки военнослужащих с использованием аппаратно-программных средств.

   Ключевые слова: практический интеллект,эмоциональное подкрепление, метод подсказки, метод наводящей задачи, проницательность, ассоциация по сходству, аппаратно-программные средства в психологии, психологическая подготовка.

 

   В системе психолог - аппарат - военнослужащий «местом работы» специалиста является психика военнослужащего. В связи с этим, использование аппаратно-программных средств в психологической подготовке должно быть призваны для оптимизации деятельности психологов по созданию необходимых условий для развития способностей военнослужащих.

   Для выявления условий развития способностей военнослужащих необходимо определить вектор психологического анализа. В качестве отправной мы принимаем точку зрения классика отечественной психологии способностей Б. М. Теплова. В работе «Ум полководца» им было доказано, что: «ум полководца является одним из характернейших примеров практического ума». [5, с. 227] Среди особенностей работы практического ума (в отличии от теоретического) Б.М. Теплов выделяет следующие характеристики: 1) направлена на решение частных, конкретных задач; 2) сосредоточена на переходе от абстрактного мышления к практике; 3) непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается ее непрерывному испытанию; 4) жесткие условия времени для решения задач. [5, с. 224-226] Опираясь на взгляды Б.М. Теплова можно заключить, что психологическая подготовка военнослужащих должна быть нацелена на развитие практического интеллекта.

   Описывая специфику условий задач, предъявляемых практическому интеллекту, С.Л. Рубинштейн отмечал, что «она сплошь и рядом требует более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям, предполагая умение использовать для решения задачи в данном частном случае то особенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит полностью и без остатка в теоретическое обобщение; она требует также умения быстро переходить от размышления к действию и обратно». [4, с. 413. Курсив автора – А.В.] По нашему мнению «умение использовать для решения задачи то особенное и единичное в данной проблемной ситуации» является ядром практического интеллекта. В связи с этим необходимо определить механизм обнаружения «особенного и единичного».

   С этой целью мы считаем разумным обратиться к взглядам классика психологии У. Джеймса. Согласно его взглядам структура задачи может быть описана силлогизмом:

   М есть Р

   S есть М

   S есть Р,

   где S – факт или конкретная проблема, М – существенный атрибут S, P – свойство атрибута.

   Для решения задачи, согласно У. Джеймсу, необходимы: 1) проницательность («…умением вскрыть в находящемся перед нами целом факте S его существенный атрибут М» [1]) или способность быстро и верно обнаружить противоречие в проблеме, умение ориентироваться в ситуации; 2) запас знаний о том как решать обнаруженную проблему («…умением быстро поставить М в связь с заключающимися в нем, связанными с ним и вытекающими из него данными» [1]).

   Объектом нашего интереса является проницательность – способность вскрыть существенный атрибут или «особенное и единичное» в задаче.

    Механизм, реализующий проницательность, по У. Джеймс есть ассоциация по сходству. «Пусть А  есть данный конкретный факт, в котором заключается свойство m. Ум может вначале вовсе не замечать этого свойства. Но если А вызывает в сознании В, С, D и Е — явления, сходные с А в обладании свойством m, то такой систематический анализ аналогичных случаев, и может повести к выделению m  путем абстракции» (рис. 1). [1]

   Резюмируя вышесказанное можно сказать, что развитие способностей военнослужащих должно быть направлено на развитие сферы практического интеллекта, центром которого является ассоциация по сходству.

   Следуя намеченной логике (развитие способностей военнослужащих это развитие практического интеллекта, психологическое содержание практического интеллекта это проницательность, психологическое содержание проницательности это ассоциация по сходству), необходимо выяснить при каких условиях механизм ассоциации по сходству извлекает из памяти субъекта опыт необходимый для эффективного решения актуальной задачи. С этой целью мы обратились к работам А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтр [6, с. 278] и Я.А. Понамарева [2] по изучению метода подсказки (наводящей задачи) и условий ее эффективности в исследованиях мышления. Под эффективностью подсказки понимается акт обнаружения и переноса принципа решения с задачи-подсказки на основную задачу. Процесс решения творческой задачи имеет следующую последовательность: основная задача – задача-подсказка – основная задача. В исследованиях Ю.Б. Гиппенрейтр в качестве основной задачи использовалась задача «6 спичек». По условиям задачи испытуемому необходимо используя шесть спичек построить 4 равносторонних треугольника со стороной в одну спичку. Сложность задачи состоит в том, что ее решение возможно только при условии построения треугольников не на плоскости, а в пространстве (тетраэдр). В проводимых Ю.Б. Гиппенрейтр исследованиях обнаружение этого решения  испытуемыми осуществлялось  только после решения дополнительной задачи-подсказки. Среди условий эффективности подсказки были выделены следующие: 1) задача-подсказка предъявляется после основной задачи; 2) задача-подсказка предъявляется после исчерпания способов решения основной задачи; 3) сохранении интереса к основной задаче; 4) задача-подсказка должна содержать в своем решении принцип решения основной задачи; 5) задача-подсказка должна быть интересна для человека. [6, с.280] При всех своих достоинствах метод наводящей задачи имеет существенный недостаток: требует соблюдении вышеперечисленных условий для эффективности подсказки. Данное положение нацеливает нашу поисковую активность на обнаружение средств оптимизации вышеперечисленных условий. К числу таких средств О.К. Тихомиров и Ю.Е. Виноградов относят эмоциональное подкрепление. В своих исследованиях они показали, что эмоциональное подкрепление является достаточным условием для эффективности задачи-подсказки, предъявленной перед основной задачей. [3]  При этом эмоциональное подкрепление должно:

1)    сопровождать процесс решения задачи-подсказки;

2)    момент нахождения решения задачи-подсказки также необходимо эмоционально подкреплять;

3)    перенос принципа решения с задачи-подсказки на основную задачу происходил вне зависимости от знака эмоционального подкрепления.

   В учебных целях нами был повторен эксперимент Ю.Е. Виноградова. Схема эксперимента выглядит следующим образом: задача-подсказка – эмоциональное подкрепление – основная задача. В качестве основной задачи мы использовали задачу «6 спичек». В качестве задачи-подсказки мы просили испытуемых расположить фигуры разных размеров на шахматном поле 4х4 клетки. При этом фигуры изначально предъявлялись как части единой мозаики (рис. 2).

    Размер фигур был подобран таким образом, что бы единственным возможным вариантом уместить их на шахматном поле был повернуть их и поставит на торец, т.е. перевести из плоскости в пространство.

   Порядок проведения был следующим:

   1)  Предъявлялась задача-подсказка. Испытуемый был подключен к миостимулятору, и в процессе решения ему подавалось фоновое раздражение низкой интенсивности, вызывающее дискомфорт. В момент, когда испытуемый ставил фигуры на торец, ему подавалось усиленное раздражение. Во втором варианте эксперимента процесс решения задачи-подсказки сопровождался фоновым эмоционально положительным раздражением в виде предварительного просмотра юмористических видео и веселой музыки. В момент, когда испытуемый ставил фигуры на торец, ему давался шоколад. Фиксировалось время решения и количество попыток решения[1].

   2)  Предъявлялась основная задача. Фиксировалось время решения и количество попыток решения.

По результатам эксперимента можно сделать следующие выводы[2]:

   1)  испытуемые решают основную задачу, то есть происходит перенос принципа решения задачи-подсказки на основную;

   2)  перенос принципа решения происходит вне зависимости от знака эмоционального подкрепления;

   3)  среднее время решения 9 минут;

   4)  основная задача решается в среднем за 8 попыток.

   Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональное подкрепление процесса и решения наводящей задачи позволяет обеспечить перенос принципа решения задачи-подсказки на решение основной задачи.

   Результаты проведенного эксперимента  позволяют сделать вывод, что эмоциональное подкрепление является необходимым условием для формирования проницательности в ходе психологической подготовки военнослужащих.

   На основании вышесказанного можно привести пример программы психологической подготовки военнослужащих с использование аппаратно-программных средств:

  1. Сбор сведений об условиях и требованиях задач, с которыми предстоит столкнуться военнослужащим;
  2. На основе собранного материала составить перечень возможных противоречий между условиями и требованиями предстоящих задач; 
  3. Для каждого противоречия выявить принцип его преодоления;
  4. Под каждый принцип разработать практические задачи, которые будут выполнять функцию задач-подсказок;
  5. Реализовать данные задачи в аппаратно-программных комплексах;
  6. В ходе решения разработанных задач необходимо создавать эмоциональное напряжение военнослужащим;
  7. В момент верного решения задачи необходимо увеличит степень эмоционального напряжения, в целях эмоционального закрепления принципа решения;
  8. Провести контрольные испытания с военнослужащими для выявления степени их психологической готовности и психологической устойчивости, где критерием оценки служит эффективность применения принципов разрешения противоречий между условиями и требованиями задачи.

 

Литература

  1. Джеймс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991
  2. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. - М., 1967
  3. Психологические исследования творческой деятельности. Ответственный редактор О.К. Тихомиров. - Наука. М., 1975
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002
  5. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. Том 1.-М.: Педагогика, 1985.
  6. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания. - "Психология". М.: Российское психологическое общество, 1998.


[1]При условии отсутствия фонового эмоционального раздражения эффективность решения задачи-подсказки отсутствовала.

[2]В контрольной группе эксперимент строился по схеме: задача-подсказка – основная задача. При условии отсутствия эмоционального подкрепления эффективность решения задачи-подсказки отсутствовала.

Наверх