Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

admin@psy-resultat.ru

 

 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МЕТОДОМ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

НИКИФОРОВ А. В., преподаватель кафедры психологии ФГКВОУ  ВПО  «Военный университет» МО РФ, руководитель группы полиграфологов ООО «Школа современных психотехнологий» 

КОЛЬЧУГИН А. А.ФГКВОУ  ВПО  «Военный университет» МО РФ

 Аннотация. В статье раскрывается технология применения специального психофизиологического исследования в целях определения профессиональных предпочтений военнослужащих. Содержательно описана алгоритм подбора стимульного материала, проведения, обработки и интерпретации методики.

Ключевые слова:  идентичность, профессиональная идентичность, личностный смысл, специальное психофизиологическое исследование, полиграф, профессиональная ориентация, профессиональная консультация, профессиональное самоопределение.

    

   "Кадры решают все!", - вряд ли среди работников и руководителей различного уровня найдутся те, кто выразит сомнение в правильности данного принципа. Подтверждением сказанного являются участившиеся жалобы на «кадровый голод» как со стороны государственных служащих, так и со стороны бизнеса. Корнем проблемы, на наш взгляд, является случайный выбор человеком своего профессионально поприща на соответствующем этапе жизни. Среди популярных мотивов выбора профессии выделяют: престиж, высокий заработок, популярность, доступность образования и только потом интерес к содержанию самой профессии. [2] Ошибочный выбор профессии не позволит самореализоваться человеку как профессионалу, что в свою очередь приведет к кризису профессиональной, а позже и личностной идентичности. Согласно Э. Эриксону, идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) это свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет свою принадлежность к различным социальным группам или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств. [7] Соответственно, под профессиональной идентичностью можно пониматься психическое явление, которое выражает для человека то, как он представляет свою принадлежность к профессии. В развитии профессионального самосознания Н.С. Пряжников усматривает центральный момент становления профессионала. [5, с. 116] Таким образом успешность человека в трудовой деятельности во многом зависит от того, как он представляет себе свою принадлежность к ней.

   Все вышесказанное справедливо и для профессии военнослужащего. Подтверждением этого является то, что согласно данным ВЦИОМ, профессия «военнослужащий» занимает вторую строчку рейтинга привлекательных профессий. [8] Приведенные доводы определили объект нашего исследования – выявление профессиональных предпочтений военнослужащих.

   Для того, что бы облегчить профессиональную идентичность военнослужащего нужно помочь ему выбрать специальность, в которой он будет наиболее успешен и эффективен. В этих целях прибегают к таким видам психологической работы как профессиональная ориентация и профессиональное консультирование, функция которых, помочь человеку в профессиональном самоопределении. Для дальнейшего анализа необходимо определиться с психологическим содержанием профессионального самоопределения. Для этого мы считаем целесообразным обратиться к взглядам классика отечественной психологии труда Е.А. Климову. Он особо подчеркивает, что говорить о профессии применительно к данному человеку можно лишь тогда, когда данная профессиональная деятельность «…признается за профессию личным самосознанием данного лица». [3, с. 161] Ту же идею, Н.С. Пряжников выражает в следующей формулировке профессионального самоопределения - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения. [5, с. 284]  Следовательно, оказание помощи в выборе специальности, состоит в правильном определении  личностного смысла военнослужащего. Согласно определению, предложенного А.Н. Леонтьевым, можно выделить две сущностные характеристики личностного смысла: 1) пристрастность – связь с мотивами человека; 2) предметность: «…личностный смысл - это всегда смысл чего-то: "чистый", непредметный смысл есть такая же бессмыслица, как и непредметное существо». [4, с. 74] Пристрастность личностного смысла в профессиональном самоопределении может быть выражена в интересах (что хочу знать) и склонностях (что хочу делать) человека, а предметность в предмете труда соответствующей специальности. Другими словами, критерием правильного выбора специальности является эмоциональная привлекательность предмета труда.

   В настоящее время определение релевантной специальности для военнослужащего осуществляется использованием следующих методических средств:

1. Методика «Определение типа личности»  Дж. Холланда;

2. Методика «Склонности к различным сферам профессиональной деятельности» Л.А. Йовайши;

3. Методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока;

4. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова и ряд других менее популярных методик.

   По нашему мнению перечисленные методики имеют ряд недостатков, среди которых можно выделить:

1.Профессиональные сферы охватывают широкий круг специальностей и не учитывается специфика предмета труда воинских специальностей;

2.Стимульный материал в большей степени основан на знаниях и осведомлённости о профессиях;

3.Сложность фиксации эмоциональных реакций на ту или иную специальность.

   Таким образом, изучив существующие методики по определению профессиональных предпочтений военнослужащих, мы пришли к выводу, что существует необходимость разработать методику, отвечающую следующим требованиям:

1. Учитывать специфику предмета труда воинских специальностей;

2.Своим стимульным материалом преодолеть барьер «осведомленности о профессии»;

3.Диагностировать эмоциональные реакции военнослужащего.

   В качестве определения специфики предмета труда мы опирались на существующую классификацию воинских специальностей:

1. Командные воинские специальности – выполнение задач по обучению и воспитанию военнослужащих (командир отделения, командир взвода);

2. Операторские воинские специальности –выполнение задач по приему, оценке и переработке информации в системе «человек-машина» (наводчик орудия танка, оператор вычислительного отделения);

3. Воинские специальности связи и наблюдения – выполнение задач по приему, передаче и распределения информации с помощью разнообразных технических средств (телефонист, радиотелеграфист);

4. Воинские специальности специального назначения – выполнения специальных задач в особо напряженных, часто экстремальных условиях, связанных с риском для жизни (разведчик, снайпер);

5. Водительские воинские специальности - водитель различных видов техники и автомобилей (механик-водитель БМП, механик-водитель танка);

6. Технологические воинские специальности – выполнение задач по обеспечению готовности и работоспособности вооружения и военной техники, ее обслуживания и ремонта (механик, ремонтник аппаратуры управления и приборных комплексов);

7. Прочие воинские специальности – выполнение задач не предъявляющих специфических требований к профессиональным и индивидуально-психологическим качествам военнослужащих (стрелок, пулеметчик). [6]

   Для преодоления барьера «осведомленности о профессии», в качестве стимульного материала мы использовали юмористические карикатуры (по 10 карикатур на каждую группу специальностей). Юмористическая карикатура,  позволяет выявить доминирующую в подсознании человека установку) на повышенную чувствительность (пристрастность личностного смысла) к одной из семи групп специальностей (предметность личностного смысла). Наличие установки в одной или нескольких из перечисленных групп профессий проявляется в том, что человек в неоднозначных юмористических карикатурах улавливает именно тот признак, который соответствует его профессиональным предпочтениям.

    Для диагностики эмоциональных реакций военнослужащих можно использовать методы регистрации телесной выраженности эмоций, мы использовали аппаратное средство – полиграф. Исходя из требований к технологии проведения психофизиологического исследования [1] с использованием полиграфа, помимо релевантных стимулов необходимо предъявлять стимулы, которые предположительно не вызовут значимых переживаний (нейтральные), в нашем случае это пейзажи, и стимулы, которые предположительно вызовут значимые переживания (контрольные), в нашем случае это противоречивые карикатуры (на которых изображены несколько воинских специальностей). 

   Процедура исследования выглядит следующим образом.Испытуемому последовательно предъявляются карикатуры, которые относятся к определенным группам профессий и дается задание, просматривая последовательно юмористические карикатуры, высказывать ассоциации к данным картинкам, а также эмоции и мысли, которые эти карикатуры вызывают. Параллельно с этим регистрируются телесные проявления эмоций на каждую карикатуру  посредством компьютерного полиграфа.

   По результатам значимости той или иной группы карикатур можно судить о предпочтительности соответствующей воинской специальности. На данный момент проведено пилотажное исследование на трех курсантах. В качестве примера приводим результаты одного из курсантов. 

   В данном случае мы видим значимость переживаний по 3 воинским специальностям: связи, водительские и операторские. Исходя из результатов, можно предложить, что личностный смысл, а равно и профессиональное самоопределение данного курсанта лежит в пространстве  указанных воинских специальностей. В качестве направлений военно-профессиональной деятельности данному курсанту могут быть предложены воинские должности, которые находятся на каждом из трех направленьях, или на их пересечении, например: водитель машины связи, водитель КШМ и т.д.

   Исходя из проведения пилотажного исследования, возникла необходимость решить ряд следующих задач:

1. Проработка стимульного материала (возможно, придется придумывать и рисовать их самим);

2. Создание необходимых внешних условий проведения методики (освещение помещения, положение испытуемого);

3. Проработать вопросы с подготовкой психологического состояния испытуемого к исследованию;

4. В среднем время проведения составляло 45 минут, проработать вопросы о сокращении количества стимулов, для сокращения времени процедуры.

 Литература

  1. Алексеев Л.Г. Психофизиология детекции лжи. Методология. – М., 2011
  2. Жиляев А.Н., Олейник А.И. Актуальные проблемы подготовки и развития кадрового потенциала в IT – отрасли. /Качество. Инновации. Образование. – 2015. - №12 (127). - С. 9-22.
  3. Климов Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. – М.: МГУ, 1992.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.
  5. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – Воронеж.: НПО «МОДЭК», 2010.
  6. Справочник должностей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, ГШ ВС РФ 178 Научно-практический центр ГШ, М.: 2008.
  7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Проrpесс, 2006. ­
  8. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116138

 

Наверх