Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

   Два принципа решения проблем или лягушка в…

     

    Любая  серьезная деятельность всегда сопровождается появлением различных проблем.

   Причем, чем значительней цель и чем выше конкуренция в ее достижении, тем сложней и разнообразней проблемы, которые нужно преодолеть. Поэтому людям дела, не зависимо от сферы их деятельности, умение решать проблемы также необходимо, как надежное альпинистское снаряжения в скалолазании или способность держать удар в боксе. Практика показывает, что именно эффективность поведения в проблемных ситуациях может кардинально влиять на успех любого предприятия. Масса блестяще реализованных, а также блестящих, но из-за различных сложностей, не реализованных, проектов и идей тому пример. Зачастую, личная «антипроблемная» эффективность определяет и нечто более важное - самочувствие и самооценку человека, его социальный статус, а иногда и продолжительность жизни.

  Проблемные ситуации в значительной степени уникальны, поскольку уникален их главный элемент – сам человек, решающий проблему. Поэтому вряд ли возможно составить исчерпывающий перечень универсальных правил их решения. В тоже время в любой проблемной ситуации есть общие закономерности, которые собственно и делают ее проблемной и которые важно максимально учитывать.

Первая из них заключается в том, что такие ситуации всегда трудны, стрессогенны, а иногда и опасны. Вторая связана с тем, что у человека нет готовой, четкой технологии их решения. В связи с этим повысить эффективность решения любой проблемы можно с помощью реализации двух базовых принципов, соответствующих данным закономерностям. Один из них представлен в популярной притче о лягушке, которая попала в кувшин с молоком и могла в нем погибнуть, но начала быстро шевелить лапками, взбила из молока масло и, оттолкнувшись от него, выпрыгнула из кувшина и спаслась.

Этот принцип можно сформулировать так: в любой, даже, казалось бы, безнадежной ситуации, нельзя сдаваться, а нужно активно что-то делать - «шевелить лапками».

      Притча прекрасно демонстрирует этот первый, чрезвычайно необходимый и очевидный принцип, но дело в том, что только его недостаточно. Можно даже сказать - крайне недостаточно, поскольку для эффективного решения проблемы нужно не просто активно что-то делать, а делать именно то, что позволит с минимальными затратами ее решить. В этом главная суть вопроса. Аналогично замку, который проще всего открывается только ключом, соответствующим важным для открытия особенностям замка, любая проблема проще всего разрешается только способами, соответствующими ее ключевым особенностям и закономерностям. Поэтому то, что нужно делать в конкретной проблемной ситуации, определяется ее особенностями и закономерностями, значимыми для достижения цели. Другими словами, для эффективного решения проблемы нужно найти и максимально использовать именно те ее особенности, благодаря которым и можно ее решить.

     Лягушка, конечно, молодец – она не сдавалась, но и ей, конечно, повезло – ее активность соответствовала закономерностям ее проблемной ситуации. Быстрыми движениями лап можно взбить жидкое молоко в более твердую субстанцию - масло, которое и становиться опорой для прыжка на свободу. Поэтому, в данном случае, именно шевеление лапками является ключом к решению проблемы.

Бесспорно, это очень справедливая жизненная закономерность - тем, кто не сдается, как правило, везет. Тем не менее, ну а если бы упорная лягушка попала, скажем, в кувшин с вином? Сколько не шевели лапками, а масло из вина не собьешь, только устанешь. Что же остается? Хлебнуть на прощание хмельного компонента проблемы, и, обессилив, отправиться ко дну или найти и реализовать те закономерности, которые позволят ее разрешить?

Вывод очевиден, как очевидно и то, что решение проблемы помимо волевой составляющей – «не сдаваться и активно действовать», имеет и интеллектуально - креативную составляющую – «поиск оптимального варианта решения». Если первая позволяет «не утонуть» в ситуации, то вторая – эффективно из нее выйти.

Ситуация с попаданием в молоко, из которой можно выбраться за счет простых интенсивных движений, достаточно уникальна, особенно принимая во внимание, что далеко не из всякого молока можно взбить масло. В любой другой проблемной ситуации лягушке нужно не просто активно действовать, а предварительно найти выход с учетом особенностей данной ситуации. Другими словами, куда-то попав, ей важно очень быстро и точно ответить на два вопроса: «в чем я»? и «что я могу использовать для того, чтобы из этого выйти»?

     Так, определив, что она находится в кувшине с вином, лягушке нужно проанализировать, а затем и целенаправленно использовать ключевые, с точки зрения ее цели и возможностей, закономерности и свойства этой ситуации. Анализ может выглядеть так: вино, помимо его специфических свойств, обладает и свойствами жидкостей; кувшин – массой, формой и устойчивостью; я (лягушка), тоже обладаю определенной массой, плюс возможностью двигаться внутри кувшина. Соответственно, при определенных характеристиках кувшина и уровне вина его можно раскачать и опрокинуть или, раскачав вино внутри кувшина, выпрыгнуть «на волне».

     В отличие от уникально удачной ситуации в кувшине с молоком, реализуя в кувшине с вином только первый принцип - «шевелить лапками», лягушка обречена. Для того, чтобы спастись ей необходимо реализовать и второй принцип - «действовать адекватно особенностям проблемной ситуации». И так, при решении любой проблемы, первый принцип должен дополняться вторым. Первый обеспечивает требуемый уровень и длительность активности, второй эту активность оптимально организует и направляет. Такое сочетание принципов позволяет разрешать самые сложные и, казалось бы, не разрешимые проблемы.

Для примера давайте еще более усложним ситуацию и представим, что несчастная амфибия попала в кувшин с серной кислотой. Конечно, лучший способ решения такой проблемы – это не попадать в нее. Ну, а если все-таки ее не удалось избежать, то и здесь, благодаря активности, максимально соответствующей особенностям ситуации, можно найти выход. Кислота оказывает свое губительное воздействие при определенном уровне концентрации. Соответственно, снизив уровень концентрации можно нейтрализовать или существенно уменьшить ее опасность. Поэтому, определив, что она падает в кувшин с кислотой, лягушка может ее разбавить своими слезами или другими доступными жидкостями, а дальше действовать как в предыдущем случае.
Тогда, в данном варианте притча может начинаться так: падая в кувшин с серной кислотой, сильно испугалась и разрыдалась лягушка...., что, кстати, абсолютно адекватно не только химическим, но и психологическим особенностям этой ситуации.

     Таким образом, в любой проблемной ситуации важно не только активно «шевелить лапками», но и делать это максимально адекватно ее ключевым особенностям. Именно такой тандем принципов обеспечивает то главное обстоятельство, что независимо от того, как начинаются притчи и проблемы, они всегда благополучно заканчивались.

 

Ссылка на источник

Наверх