Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

 

СУБЪЕКТНОСТЬ ИНТУИЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ

 

      

     Аннотация: в статье рассматривается функционирование интуиции в эмоциональной жизни человека. Приводятся основания для наделения интуиции качеством субъектности. Описываются средства реализации познавательной работы интуиции на природном, социальном и культурном слоях психики.

Ключевые слова: интуиция, переживание, субъектность, амбивалентность переживаний, язык интуиции, интуиция общения, интуиция как «чистая мысль».

 

        Пространство человеческих переживаний наполняет бытие человека смыслом и перспективой существования. Интуиция, как психическая функция, один из инструментов реализующих эту перспективу.

    Интуитивная чувствительность к правде, справедливости, долгу, добру, святости - неотъемлемая часть загадочной русской души, русского духа. «Русским духом пахнет» - такими словами «нечистая сила» реагирует на появление героя в русских народных сказках - знает, что обманом русский дух не проведешь. Русский человек - интуитивный человек. Слова Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять!» образно и метко характеризует Россию, как воплощение великого русского (интуитивного) духа, в который можно только верить.

     Необходимость позитивного анализа интуитивной регуляции поведения и деятельности человека в новых обстоятельствах социально-политической жизни очевидна. Перезагрузка отношений с западом, укрепление отношений с государствами-соседями, уклон внешней политики на восток - свидетельство интуитивного обращения к укреплению не столько экономической, сколько духовной составляющей жизни народов.

Опыт человечества наполнен событиями интуитивных находок и решений, которые в свою очередь, нашли отражение в традициях, обычаях, приметах, притчах, пословицах и поговорках, толкователях сновидений.

       Необходимым условием, для начала работы интуиции, по нашему мнению, является особая ситуация, в которой не достает наличной информации об объекте интереса, сопряженной с высокой личностной значимостью его для жизни человека. Именно это обстоятельство, делает неполноценной, а иногда и невозможной работу сознания и санкционирует, в этом случае, деятельность интуиции.

     Интуиция - чувствительность субъекта к требовательному характеру явления, амбивалентно переживаемая в ситуации когнитивной неопределенности, осуществляемая символическими средствами и выраженная в познавательном результате.[11]

      Амбивалентность переживаний человека в ситуации, дающей стартовый толчок интуиции, создает необходимое энергетическое поле для интуитивного акта. Разнонаправленные аффективные тенденции доводят эмоциональный компонент интуиции до предельного, взбудораженного состояния. Интуитивная работа на грани душевных сил создает благоприятную атмосферу для проживания ситуации и обнаружения в ней скрытого пути ее преодоления. Н.А. Римский-Корсаков тонко подметил особенность творческой личности, сказав однажды, что «творец от обыкновенного смертного отличается лишь «громадной восприимчивостью»к слабым эмоциям.[13] Исключительная «громадность» интуитивной работы позволяет обнаружить скрытую в событии подсказку для её разрешения. Интуиция реализует эмоциональную импровизацию на тему требовательного характера явления. В момент развития интуитивного акта (исполнения импровизации), обнаруживается лейтмотив требовательного характера явления.Предельная активность и самоактуализация интуиции позволяют наделить ее качеством субъектности.

    Вопрос психологических средств, психологических орудий, говоря словами Л. С. Выготского, основной при исследовании и оценке психических явлений, и интуиции в частности. Каковы эти средства, с помощью которых реализует свою познавательную работу интуиция? Субъектность и опосредованность интуитивных форм активности человека, очевидно, реализуются на уровне природного, социального и культурного слоев психики, хотя вряд ли, интуиция оправдает свое название на каждом из них.

  Природные характеристики человека являются врожденными формами активного приспособления к изменяющимся условиям среды, на основе врожденного опыта, сформированного в эволюции. Интуитивные средства работы в этом формате, должны соответствовать природным параметрам субъекта и вполне очевидно, описываться через понятия натурального: инстинкта, рефлекса, реакции, переживания и т.п. В ситуациях приспособления к природным условиям организм автоматически запускает оптимальную, полезную, выверенную форму поведения, обеспечивающую существование вида.

    Аффективным сигналом к запуску форм реагирования является тревожность (страх) - естественная реакция биологического существа на реальную ситуацию, которую он (организм) воспринял как опасную. Некоторые исследователи тревожности и страха утверждают: «…тревожность - это переживание неопределённости, по-другому, поспешное забегание вперёд. Тревожность заставляет психический аппарат искать тот недостающий для целостности объект-представление. Этот объект обязательно будет найден. Как правило, сюда попадут объекты, близкие по пространству или времени для человека, а главное, еще не освоенные человеком, а потому устрашающие» [10. с. 45].

     Страх становится феноменальным сигналом к мобилизации ресурсов и обновлению «репертуара действий». По нашему представлению, интуиция является одной из стратегий этого обновления. Следы страха можно обнаружить практически во всех частях тела человека, которые образуя мышечные зажимы, «слепые пятна» в организме блокируют свободное движение и делают изначально рациональную информацию, недоступной сознанию. [10. с. 47].

    Природная чувствительность (интуиция) к мышечным напряжениям помогает организму преобразовать эту информацию до форм наглядного-образного, а в особых случаях (культурная интуиция) абстрактно-логического мышления. На западе набирают популярность представители такой экзотической профессии как «медицинские интуитивы» или «интуиты». В момент интуитивных консультаций по телефону все внимание интуит уделяет ощущениям собственного тела. Через физические проявления своего тела интуитивы определяют места, в которых нарушена работа организма клиента. Из работы с индивидуальными симптомами рождается персональный язык интуиции, язык интуиции тела.[14, 16]

      Натуральной предпосылкой интуитивной регуляции поведения человека, по всей видимости, является «рефлекс свободы», описанный И. П. Павловым. «Рефлекс свободы» - это самостоятельная форма поведения, для которой препятствие служит не менее адекватным стимулом, чем корм для пищедобывательных действий. «Не будь его (рефлекса свободы), - писал Павлов, - всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни». [12] Примером природного аналога интуиции может выступить «детектор ошибок» - отдельные нейронные популяции серого вещества мозга, выделенный и описанный Н.П. Бехтеревой. «Детектор ошибок» активизируется при рассогласовании деятельности с ее планом, точнее с хранящейся в мозге матрице. Феноменально работа «детектора ошибок» переживается как чувство «что не все в порядке», «что-то идет не так». Исследования характера влияния «детектора ошибок» на творческую деятельность человека свидетельствуют о позитивном, так и о негативном вариантах их взаимодействия. Позитивный вариант разворачивается таким образом, что «детектор ошибок» начинает оберегать человека от тривиальности и от бессознательного плагиата.[4]

   Предельная активность интуиции способна расширить пороговые величины ощущения для реализации «громадной восприимчивости». Небезынтересны в этом контексте, явления экстрасенсорного отражения реальности. Высокая чувствительность органов чувств обеспечивает возможность отражать те свойства физического мира, которые недоступны людям, не имеющим экстрасенсорных способностей. Эксперименты А.Н. Леонтьева. по развитию чувствительности ладони руки к цветовому раздражителю демонстрируют, что эти изменение возможны в результате особых обстоятельств жизни и формируются в ответ на необходимость как «функциональный орган» .[7]

     Следствием деятельности природной интуиции выступают народные приметы, поверья, суеверия, предрассудки, закрепившиеся в фольклоре: «чешется левая ладонь - к деньгам, правая - к новому знакомству», «прыщ на носу - к влюбленности», «споткнулся - неудача на пути» и т.д. Помимо народной мудрости имеются и персональные приметы. В приватных беседах специалисты по детекции лжи сообщали автору статьи ряд субъективных (интуитивных) признаков, по которым они могли дать оценку тестируемому еще до конца обследования. Например, заболела голова, клонит в сон, становится холодно ногам - признаки обмана.

        Аналоги интуитивной регуляции поведения на социальном уровне необходимы для выстраивания гармоничных, согласованных взаимоотношений с другими людьми. В этом контексте интуиция может маскироваться чувством такта. Такт - от лат. tactus - прикосновение, чувство, осязание - 1. стадия какого-либо циклического процесса; 2. чувство меры, подсказывающее правильное отношение к кому-либо. Соразмерность действий людей в процессе выполнения совместной деятельности позволяет предвосхитить намерения участников и, тем самым, выстроить адекватную линию поведения партнеров. При условии достижения контакта (совместное движение) возможно достижение максимального эффекта в ходе взаимодействия людей. Примером могут послужить согласованные действия спортсменов в коллективных спортивных играх или в синхронных видах спорта: слаженные действия игроков, чувство партнера, красивая игра в пас и т.д.

       Общение, как контакт на нужном уровне психической реальности [5], не лишено интуитивного компонента. Выбор подходящих слов, соответствующей интонации, подходящего времени и места, примеров, метафор, сравнений и т.д. - все это можно отнести к интуиции общения. В 20-е г.-г. прошлого века Эдвард Ли Торндайк ввел в психологию понятие «социальный интеллект» - дальновидность в межличностных отношениях. [2] В 1990 г. исследователи Питер Сэловей и Джек Майер предложили понятие «эмоциональный интеллект» - способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, чувствовать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным. [1] Эмоциональный и социальный интеллект справедливо можно отнести к проявлениям социальной интуиции.

        К проявлениям социальной интуиции можно отнести чувствительность к социальным играм. Авторитетом в этой области выступает создатель трансакционного анализа Эрик Берн. Чувствительность к скрытым, дополнительным трансакциям позволяют выявить конечный результат игры и обеспечить выигрыш в ней.[3] В этом контексте интуиция направляет субъекта на своего рода, «нарушение правил» и, как следствие, получение социальной выгоды. Яркие примеры людей данного типа мы находим в русской литературе - Павла Ивановича Чичикова, героя романа Н. В. Гоголя «Мертвые души», можно назвать гением социальных игр. Не менее гениален Остап Бендер - герой известных романов И. Ильфа и Е. Петрова. Красота, легкость, уверенность, оптимизм и знание «четырехсот сравнительно честных способов отъёма денег» не оставляют равнодушными читателей и по сей день.

       Интуиция на культурном уровне психикиполучает свою точную прописку и содержательно совпадает со своим названием. Известный отечественный психофизиолог, биофизик и психолог П.В. Симонов этот уровень обозначает как сверхсознание пространства науки (поиск истины) и искусства (поиск правды), отдавая введение интуиции. [12]. В этом контексте, слова известного математика Анри Пуанкаре: «Мы доказываем при помощи логики, но открываем благодаря интуиции» [6], согласуются с рассуждением П.В. Симонова. Тем не менее, сказать, что наука и искусство целиком отданы интуиции неверно.

      Наука и искусство выступают средствами оформления того содержания, которое было вскрыто интуицией. Этимология слова интуиция берет свое начало от позднелатинского intuitio - «созерцание», от глагола intueor - пристально смотрю. В свою очередь созерцание можно определить как неопосредованный мыслительный акт познания. Речь здесь идет о «чистой мысли» или «первомысли», которая может быть только обнаружена и при малейшей попытке быть выраженной, она ускользнет от сознания. В рассуждениях об эстетике мышления наш отечественный философ М.К. Мамардашвили высказывает идею: «если есть мысль, то она может быть только чистой, а чистая мысль в человеческих руках - невозможная вещь», и далее «нечто, называемое мыслью, я буду расшифровывать как место человека во вселенной».[8] Таким образом, интуиция позволяет человеку обнаружить «свое место во вселенной», а наука и искусство выступают средствами оформления «чистой мысли». В этом контексте интуиция организовывает поиск соответствующей оптимальной формы выражения содержания созерцаемой «чистой мысли». Перефразируя слова П. Пикассо, можно сказать: интуиция не ищет - она находит.

      Индикатором интуиции на уровне культуры выступает особый класс переживаний, которые А. Маслоу причислял к разряду пиковых переживаниями,[9] а М. Чиксентмихайи состоянием «потока» или аутотолическим (самоцельным) состоянием.[15] Феноменально состояние потока переживается как радость - радость от процесса выполнения деятельности. Еще один индикатор интуиции на культурном уровне выделяет П. В. Симонов - чувство юмора по отношению к собственным заблуждениям. [12] А. Маслоу так же выделял философское чувство юмора, как характеристику самоактуализирущейся личности. [9]

       Реализация человеком своего потенциала, изолированно от реальности, невозможно в принципе. Только в единстве с окружающим миром человек имеет возможность быть «Человеком». Пространство человеческих переживаний объединяет человека и окружающий мир в единое целое. Интуиция как психическая функция позволяет непосредственно ощутить это единение. Описанные варианты психологических средств существования интуиции демонстрируют форматы единства человека и окружающего мира на природном, социальном и культурном слоях психики.

      Проявления природной интуиции локализуются в теле. Чувствительность к мельчайшим изменениям в деятельности организма позволяет оценить наличную ситуацию с точки зрения пользы и вреда для жизни человека как представителя вида. Социальная интуиция направлена на выстраивание гармоничных, созидающих взаимоотношений с другими людьми. Чувствительность к изменениям в поведении партнеров позволяет выстроить свое поведение в соответствии с намеченными целями. Культурная интуиция (собственно интуиция) использует науку и искусство как средства обнаружения и выражения человеком своего места во вселенной.

 

Литература

  1. Алешина А., Шабанов С. Ничего личного - только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012
  2. Андреева Г. М. Психология социального познания. М. Аспект-пресс, 1997
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - Минск: Попурри, 2007
  4. Бехтерева Н. П. Магия мозга. - СПб.: Нотабене, 1999
  5. Доценко Е. Л. Семантика межличностного общения. дис. докт. психол. наук. - Москва, 2000.
  6. Душенко К. Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин. - Litres, 2013
  7. Леонтьев А. Н. Эволюция психики. - М.: НПО «МО-ДЭК», 1999
  8. Мамардашвили М. К. Об искусстве осмысления апории/ Петухов В.В., Дормашев Ю.Б. Капустин С.А., Общая психология .кн Т2. кн. 2 - Когито-Центр, 2013
  9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: «Евразия», 1999
  10. Мымрин А. В. Психологические подхлды к оценке и коррекции страха. Инициативы XXI века 2014. - №1. - с. 45 - 49
  11. Никифоров А. В. Интуиция: выбор без выбора. Актуальные психолого-педагогические проблемы образовательной и военно-служебной деятельности Вып. 2 - М.: ВУ, 2013
  12. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. - М.: Наука, 1984
  13. Теплов Б. М. Избранные психологические труды. Т.1 - М.:Педагогика, 1986
  14. Хей Л. Исцели свое тело. – М.: Кокон, 1995
  15. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. - М.: Смысл, 2013
  16. Шульц Л. Язык интуиции. – Эксмо-Пресс, 2005

 

Опубликовано в журнале

"ИНИЦИАТИВЫ XXI века" № 4 за  2014 г.

Ссылка на источник 

 

Наверх