Школа-студия
современной психологии

Школа-студия современной психологии

Развитие представлений об интуиции военнослужащего в работе

Б.М. Теплова «Ум полководца»

 

Аннотация: в статье рассматриваются понимание интуиции Б. М. Тепловым в контексте практического мышления и свойства интуиции полководца, выделенные им в работе «Ум полководца».

Ключевые слова: способность, интуиция, свойства интуиции.

 

     Воинская деятельность предъявляет высокие требования к психологическим качествам военнослужащих. Это связано с противоречивыми условиями армейской жизни: необходимость выполнения большого объема задач при недостатке материальных, временных, людских, энергетических и т.д. ресурсов. В этой связи воинская деятельность подчиняется закону оптимальности – достижение наибольших результатов при наименьших затратах. В соответствии с законом оптимальности военнослужащий должен уметь в короткие сроки ориентироваться в обстановке и быстро принимать грамотные решения.  Поиск ответа на вопрос из чего складывается это умение, привел нас к работе Б.М. Теплова «Ум полководца», в которой он эту способность «быстро разбираться в изменяющихся условиях и почти мгновенно находить правильное решение» [5, с.283] определил как интуицию.

     Интуиция, по мнению Теплова, необходима полководцу при непредвиденных изменениях обстановки в ходе подготовки и ведения боя. Наряду с изменчивостью данных об обстановке, Борис Михайлович выделяет еще одну характеристику,  из которой исходит полководец: неизвестность данных. «Многие, и иногда очень важные, звенья остаются скрытыми, о других имеются сведения малодостоверные, а нередко и просто неверные» [5, с.249]- такими словами Теплов описывает неизвестность ситуации боевых действий. Для преодоления «неизвестности» полководец должен обладать способностью к «предвидению». Предвидение Теплов определяет как «результат глубокого проникновения в обстановку, постижение главного в ней, решающего, того, что определяет ход событий» [5, с.274]. Такое понимание Тепловым предвидения сближает его с понятием «проницательность» У. Джемса [1, с.260], или «проникновением в конфликт» у К. Дункера [2, с.132].

     Проведенный Тепловым анализ литературных источников о жизни и деятельности полководцев, позволил ему выделить шесть таких свойств интуиции.

     Первое свойство – высокая скорость интуитивного решения. Описывая скоростные особенности интуиции, Борис Михайлович говорит не столько о количественном, сколько о качественном ее отличии от процесса рассуждения. В описании мы читаем: «пусть с точки зрения логики – интуиция быстро сделанный расчет. Но в том-то и дело, что при известной скорости протекания, мыслительный процесс становится уже другим, приобретает новое качество,  осуществляется иными психологическими механизмами» [5, с.286]. Акцентируя внимание на этом, Теплов оставляет за собой право выделять интуицию как особую способность, отличную от мышления.

     Следующее свойство интуиции Теплов раскрывает в рассуждении о бессознательности и непроизвольности как традиционных признаках интуиции в теоретическом мышлении. Теплов не соглашается с пониманием интуиции как бессознательного процесса в практике полководца. Он поясняет это тем, что «та исключительная быстрота мысли, которая требуется (для мгновенного принятия решения), предполагает  максимальную ясность сознания» [5, с.287]. Ввиду высокой скорости,  некоторые звенья интуитивного процесса могут «проноситься более или менее бессознательно, но  говорить о полной бессознательности вряд ли можно» [5, с.287]. В этой связи, Теплов  считает неприемлемым говорить и о непроизвольности интуиции полководца. Эту мысль Борис Михайлович аргументирует следующим образом: «идея полководца имеет ценность только в том случае, если она появляется своевременно» [5, с.287]. В таком понимании Тепловым свойства максимальной ясности сознания мы усмотриваем ту характеристику, которая в наше время носит название «послепроизвольность».

     «Не все то выражается словом, что видится глазом», - так, используя слова Драгомирова, Б. М. Теплов говорит о наглядном характере интуиции. В интуиции не дана словесная формулировка всех тех связей и зависимостей, которые лежат в основе ее решения. Усмотрение решения в интуитивном акте, зачастую сводится к «отсутствию даже во внутренней речи формулировки звеньев интуитивного процесса» [5, с.288]. По всей видимости, здесь речь идет не столько об отсутствии средств познания у интуиции, сколько несводимость их к знаковым средствам. С этим связано выделение Тепловым той особой роли, которую в интуиции играют чувство местности и чувство времени.

     Чувство местности Теплов, вслед за Клаузевицем понимает как «способность быстро и верно составить геометрическое представление о любой местности»[5, с.289]. Психологическую природу интуиции полководца Теплов связывает  с высоким развитием пространственного мышления. Пространственное мышление предполагает: во-первых, сочетание в уме, как общего плана, так и характерных деталей местности; во-вторых, содержание в образе представления всех пространственных соотношений местности; в-третьих, видеть все возможные комбинации действий в их отношении ко всем существенным особенностям местности.

     Чувство времени, или выбор момента, не менее важное свойство интуиции полководца, которое опирается на временное воображение. Временное воображение или «способность с большой непосредственностью представлять себе временное течение событий, соотношение во времени нескольких различных движений, способность по отдельным признакам воссоздавать в воображении ритм протекающих событий» [5, с.294] является гипотезой Бориса Михайловича. На сегодняшний день, нам не известны экспериментальные исследования «временного воображения». Позитивное решение задачи на проверку этой гипотезы можно усмотреть в изучении чувства ритма.  В докторской диссертации Б. М. Теплова, посвященной психологии музыкальных способностей, мы обнаружили авторское определение чувства ритма. Чувство ритма – эмоциональное переживание соответствия данного временного хода процесса содержанию этого процесса [3, с.198]. Переживание ритма связано так же и с выделением акцентов. В этом контексте, можно предположить, что «временное воображение» есть эмоциональное предвосхищение того момента, от которого зависит исход всего события. 

     Последнее свойство интуиции, выделенное Борисом Михайловичем – предварительная подготовка полководцем себя к тому, чтобы «иметь возможность давать интуитивное решение новых, неожиданных, непредвиденных им проблем» [5, с.296]. В этом контексте «интуиция – неосознанное последствие, результат практики, знакомящей с явлением и почти обращающей в привычку открытие истины, то есть правильности суждений», использует Б.М. Теплов слова Клаузевица. Такая подготовка предполагает: накопление большого количества знаний, их готовность предстать в нужный момент  и умения решать новые, неожиданные задачи.

     Выделенные Б. М. Тепловым свойства интуиции полководца, можно отнести и к интуиции курсантов-психологов. Требование Министерства обороны развивать у курсантов способность к быстрому принятию правильного решения не ново. Однако пути реализации этого требования иногда сводятся к исключительно  количественному пониманию самого явления, не учитывая его особой психологической природы. Так мы можем наблюдать, как на всех уровнях образования для оценки способностей обучаемых к той или иной деятельности используют тестовые методики. В то время как способность, в понимании того же Теплова, не сводятся к знаниям, навыкам и умениям [4, с.16]. Тесты позволяют оценить наличие знаний, но оценивать ими способности неправомерно. Другими словами, развитие способности к быстрому принятию правильных решений должно основываться на тех свойствах способности, которую Теплов определил как «интуиция».

 

Литература:

  1. Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.
  2. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М., 1965. С. 86—234
  3. Теплов Б. М.  «Психология музыкальных способностей». Избранные труды: В 2-х т. Т. I.— М.: Педагогика, 1985. с. 44-224.
  4. Теплов Б. М.  «Способности и одаренность». Избранные труды: В 2-х т. Т. I.— М.: Педагогика, 1985. с. 17-44.
  5. Теплов Б. М.  «Ум полководца». Избранные труды: В 2-х т. Т. I.— М.: Педагогика, 1985. с. 225-307.

Ссылка на источник

Наверх