Школа
современных психотехнологий

Школа современных психотехнологий

Креативные типы и профессиональная эффективность психологов силовых структур

 

Раскрыты: общий подход к творчеству в профессиональной деятельности психологов силовых структур, соотношение понятий «творчество» и «креативность», условия проявления креативности, специфика креативных типов психологов силовых структур, характер связи различных креативных типов с профессиональной эффективностью, отношением к профессии и уровнем самореализации.

Ключевые слова: Творчество. Креативность. Психологи силовых структур. Профессиональная деятельность. Эффективность. Креативные типы. Самореализация. Отношение к профессии.

 

     Повышение интеллектуальной сложности стоящих задач и разнообразия условий, в которых они решаются, предъявляют к психологам силовых структур новые требования. Сегодня психологам недостаточно владеть только «технологической» составляющей профессиональной деятельности, им также необходимо обладать высоким уровнем развития личностных качеств, позволяющих проявлять гибкость, профессиональную мобильность, инициативу, эффективно действовать в нестандартных, проблемных и неопределенных ситуациях, самостоятельно совершенствовать профессиональную компетентность. Данные требования обусловливают необходимость  высокого уровня личностно-профессионального развития современного психолога силовых структур, что в свою очередь предполагает профессионально обоснованное проявление творчества в профессиональной деятельности.

     В связи с этим возникает ряд вопросов, в частности о том, что такое творчество, когда его проявление будет профессионально обоснованным и какие существуют условия его проявления? Что касается понимания сути творчества, то в связи с безграничной многогранностью и многомерностью феномена творчества вряд ли возможно сформулировать какое-то исчерпывающее определение, но вполне возможно предложить приемлемые и практически полезные варианты, акцентирующие внимание на отдельных его аспектах, значимых с точки зрения решаемой исследовательской задачи.    

     Мы считаем, что в профессиональной деятельности творчество может рассматриваться каквнутренне мотивированный процесс активного поиска и реализации личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий, возникающих в системе профессиональной деятельности [3]. Поскольку проблема, как известно, это осознанное противоречие, то творчество выступает средством разрешения профессиональных проблем, которые являются следствием противоречий между элементами системы профессиональной деятельности.

     С этой точки зрения деятельность психологов силовых структур целесообразно рассматривать как систему.  Проведенный контент-анализ научно-психологических взглядов показывает, что деятельность психологов силовых структур как система описывается с помощью следующих основных понятий: цели, задачи, предмет, функции, методы, средства, содержание, объекты, субъекты, уровни, принципы,  формы [1; 2]. Несмотря на то, что набор таких элементов можно выделить практически в любой деятельности, нужноотметить их разнообразие, в частности, задач, функций, субъектов, характерное именно для деятельности психологов силовых структур, что и определяет ее сложность.

     Сложность и разнообразие, как отдельных элементов, так  и общая сложность всей системы деятельности, с учетом  разнообразия условий, в которой она осуществляется, неизбежно приводят к возникновению противоречий. Данные противоречия могут негативно сказываться на полноте реализации целей и задач, приводя к снижению эффективности деятельности. Поэтому для обеспечения эффективности деятельности психологов силовых структур, помимо наличия и регламентации самой системы деятельности, необходимо включение в нее элемента, обеспечивающего разрешение и, в идеальном варианте, эффективное использование возникающих противоречий.

     Таким элементом, по нашему мнению, как раз и является осознанное  творчество психологов силовых структур. Осознанность в данном случае рассматривается как профессиональная обоснованность творчества, которая заключается в его целенаправленном использовании для решения профессиональных проблем. Из предложенного определения творчества и системного понимания профессиональной деятельности психологов силовых структур, следует, что осознанным проявление творчества будет в случае возникновения в ходе профессиональной деятельности противоречий между ее элементами. Например, одним из общих противоречий является противоречие между целями деятельности и наличием или валидностью средств, методов, ресурсов для их достижения. Более частные противоречия можно выделить в отдельных подсистемах деятельности [4] .

     Исследуя творчество в профессиональной деятельности важно рассмотреть соотношение понятий «творчество» и «креативность».  В зарубежных психологических подходах, вследствие специфики английского языка, в котором творчество и творческие способности обозначаются одним термином -  «creativity», часто встречается отождествление понятий «творчество» и «креативность». С позиций отечественной психологии более корректно рассматривать творчество как активность, процесс, а креативность как творческий потенциал, способность.  В таком случае творчество – это проявленная креативность, в тоже время, само по себе, наличие креативности, даже высокого уровня, само по себе без наличия определенных условий не гарантирует проявления творчества.

Проведенное нами эмпирическое исследование подтвердило тот факт, что наличие креативности непосредственно не определяет проявление творчества в профессиональной деятельности психологов силовых структур, а опосредуется рядом личностных особенностей: степенью активности в трудных ситуациях, уровнем внутренней мотивации к использованию творчества в профессиональной деятельности и реализации своего потенциала, отсутствием страха перед проявлением творчества, внутренним локусом контроля относительно возможных ограничений в профессиональной деятельности, творческим отношением к профессиональной деятельности.

     На основе предложенного понимания соотношений творчества и креативности логично предположить, что возможны различные варианты сочетаний уровней креативности и степени ее проявления в профессиональной деятельности. Поскольку креативность и, выявленные нами внутренние условия ее проявления, это свойства субъекта деятельности, то можно гипотетически говорить о существовании различных креативно-деятельностных типов. Выявление таких типов и изучение их значимых с точки зрения профессиональной деятельности особенностей выступило в качестве цели нашего дальнейшего исследования.

     Исследование осуществлялось на базе курсов повышения квалификации Военного университета и Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации. Основную выборку исследования составили психологи силовых структур, всего 228 человек. В качестве экспертов привлекались должностные лица, осуществляющие руководство деятельностью психологов силовых структур и преподаватели, осуществляющие профессиональную подготовку психологов и имеющие опыт психологической работы в силовых министерствах, всего 55 человек. Выборка формировалась на основе материалов ведомственной статистики.

     Для диагностики уровня креативности использовались методики Дж. Гилфорда, Е.П. Торренса, С. Медника. Для диагностики уровня самореализации применялась методика Джоунса и Крендалла (Jones, Crandall, 1986) «Краткий индекс самоактулизации». Для выявления особенностей профессиональной деятельности, ее эффективности,  характера отношения к профессии, выраженности личностных условий проявления творчества, степени его проявления использовались анкетирование, беседа, экспертный опрос.

Для оценки эффективности профессиональной деятельности психологов силовых структур на основе критериев, изложенных в руководящих документах и опроса экспертов, также были составлены соответствующие анкеты.

     В целях выявления возможны типов психологов силовых структур на основе уровней креативности и выраженности внутренних условий проявления творчества в профессиональной деятельности был проведен иерархический кластерный анализ с использованием метода средней связи [5]. В качестве меры различия было выбрано Евклидово расстояние. В результате проведенного кластерного анализа было выделено 4 кластера, в которые вошли психологи (объекты кластеризации) имеющие определенные сочетания уровней креативности и выраженности условий проявления творчества:

  • 1-й кластер - высокая креативность и  наличие выраженность условий;
  • 2-й кластер - высокая креативность и отсутствие выраженности условий;
  • 3-й кластер - низкая креативность и наличие выраженности условий;
  • 4-й кластер - низкая креативность и отсутствие выраженности условий.

     Поскольку в качестве основного выделенного нами условия проявления творчества в профессиональной деятельности выступала степень активности психолога в трудных профессиональных ситуациях, то, соответственно, для обозначения типов были предложены следующие названия: «Креативный профессионально – деятельный (активный)»; «Креативный профессионально – пассивный»; «Низкокреативный профессионально – деятельный»; «Низкокреативный  профессионально – пассивный». Расположение данных типов в пространстве двух факторов  (уровня креативности и степени выраженности условий проявления творчества) схематично представлено на рисунке 1.

 

В количественном и процентном соотношении распределение данных типов в выборке выглядит следующим образом:

  • «Креативный профессионально-деятельный» - 37%;
  • «Креативный профессионально-пассивный» - 18%;
  • «Низкокреативный профессионально-деятельный» - 30%;
  • «Низкокреативный  профессионально-пассивный» – 15%.

     В дальнейшем, на основе сравнения выделенных типов, осуществлялась оценка значимости отличий в степени проявления творчества в профессиональной деятельности, эффективности деятельности и некоторых ее особенностях, в частности, частоте и интенсивности трудных ситуаций, субъективной сложности, уровнях самореализации и характере отношения к профессии.

     Поскольку данные подчиняются закону нормального распределения, для оценки значимости различий был использован параметрический критерий Стьюдента. Максимальная степень проявления творчества в профессиональной деятельности отмечается у креативного профессионально – деятельного типа (КПД), она значимо (р≤0,01) превышает аналогичные показатели у остальных типов. Минимальная степень у низкокреативного профессионально - пассивного типа (НПП). Отличия в степени проявления творчества креативным профессионально – пассивным (КПП) и низкокреативным профессионально – деятельным (НПД) типами статистически не значимы  (р ≥ 0,05).

     У представителей «КПД» типа также максимальная эффективность профессиональной деятельности она значимо (р≤0,05) выше эффективности деятельности «НПД» типа и значимо (р≤0,01) выше эффективности деятельности «КПП» и «НПП» типов. Минимальное значение эффективности деятельности отмечается  у представителей «НПП» типа.

     Минимальная оценка уровня субъективной сложности профессиональной деятельности отмечается у представителей «КПД» и «НПД».  Максимальная оценка уровня субъективной сложности профессиональной деятельности отмечается у представителей «НПП» типа.

Наибольший уровень самореализации и наиболее позитивное отношение к профессии имеют представители «КПД» типа. Их показатели значимо (р≤0,05) превышаю аналогичные показатели у представителей «НПД» типа и значимо (р≤0,01) у «КПП» и «НПП» типов. Наименьший уровень самореализации и наименее позитивное отношение к профессии  имеют представители «КПП» типа. Данный факт на наш взгляд объясняется возникновением противоречия между достаточно высоким уровнем творческого потенциала и его низкой реализацией в профессиональной деятельности представителями данного типа.

     Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что наиболее профессионально эффективным является креативный профессионально-деятельный тип. Специфика данного типа, заключающаяся в том, что он отличается высоким уровнем креативности, выраженностью личностных условий проявления творчества, высокой степенью проявления творчества в профессиональной деятельности, а также высокой эффективностью профессиональной деятельности, высоким уровнем самореализации и наиболее позитивным отношением к профессии.

 

 Литература

  1. Военная психология: методология, теория, практика: учебно-метод. пособие / П.А. Корчемный [и др.]. - М.: Воениздат, 2010.
  2. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. – СПб.: Питер, 2006.
  3. Назаров О.В., Чистоходова Л.И. Основные аспекты творчества в профессиональной деятельности// Вестник Московского государственного областного университета серия «Психологические науки» №1/2012 г. С.131-134.
  4. Назаров О.В. Творчество как условие профессиональной эффективности психологов силовых структур. // Особенности исследований в психологической, педагогической практике и социальной работе.  /  Сборник материалов международной научно-практической конференции IX Левитовские чтения, г.Москва,  23-24 апреля, 2014 г. – с. 257-262.
  5. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб.: Речь. 2004.
Наверх