Школа-студия
современной психологии

Школа-студия современной психологии

Когнитивные составляющие возникновения и преодоления страха

 

    Аннотация к статье. Раскрыты: общий когнитивный подход к возникновению страха, связь страха с объемом и характером располагаемой информации, роль процессов когнитивной обработкой информации в появлении страха, закономерность динамики страха в результате последовательного взаимовлияния страха и когнитивных процессов, когнитивные направления преодоления и профилактики страха.

     Ключевые слова. Страх. Переживание. Опасность. Когнитивные процессы. Когнитивные структуры. Знание. Информация. Обработка информации. Прогноз. Стимул. Развитие страха. Когнитивно-аффективная спираль страха. 

 

        Одно из отличий живых существ от неживых объектов – это способность переживать, в том числе и переживать страх. Страх является одной из базовых эмоций с выраженной адаптационной функцией. Тем не менее, в случае чрезмерной выраженности и неадекватности, страх может стать причиной дезадаптации, нарушения деятельности и даже гибели. Видимо поэтому, как отмечает К. Изард, страх – это эмоция, о которой многие люди думаю с ужасом. [2, С. 292]   Адаптационный и дезадаптационный потенциалы страха определяют значение способов его профилактики, коррекции и преодоления. Для того чтобы быть эффективными данные способы должны учитывать комплексный психологический характер страха и закономерности его динамики.  Особую актуальность проблема работы со страхом приобретает при подготовке к  деятельности в экстремальных условиях, которая, с одной стороны «провоцирует» появление страха, с другой, «предъявляет» очень высокие требования к способности им управлять.

      Согласно одному из наиболее  распространенных определений страх -  это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для здоровья и благополучия. [3] Ключевая специфика страха заключается в том, что это переживание опасности. Для возникновения такого переживания нужна оценка ситуации как угрожающей. Такая оценка, несмотря на то, что она является эмоциональной, может включать существенную когнитивную составляющую, роль которой необходимо учитывать в профилактике и преодолении страха.

        Говоря о когнитивной составляющей нужно отметить, что в различной степени она присутствует во всех эмоциях и, более того, является важным элементом психической деятельности вообще. Как отмечали многие выдающиеся психологи, в цельной психике все процессы тесно взаимосвязаны и их отдельное рассмотрение является не более чем одним из способов познания. В истории психологии можно проследить тенденцию перехода от противопоставления аффекта и интеллекта, как рационального и иррационального начала, к поиску закономерностей их взаимодействия в рамках единой психики. Взаимосвязь знания и переживания, как основу сознания, в котором они представляют неразрывное единство, неоднократно подчеркивал С.Л. Рубинштей.  [6] Осознание роли когнитивных процессов привело к возникновению нового перспективного направления психологической науки - когнитивной психологии, которая, по мнению Роберта Солсо, представляет собой научное изучение мыслящего разума. [7]

      Термин «Когнитивный» происходит от латинского cognitiо — «познание», «изучение» и, в широком смысле, охватывает все психические процессы, связанные с получением и обработкой информации. С позиций когнитивной психологии переживание страха также связано с получением определенной информации и ее специфической обработкой. На основе анализа закономерностей взаимосвязей эмоциональных и информационных процессов можно выделить несколько когнитивных составляющихвозникновения страха.

       Первая составляющая связана с объемом и характером располагаемой информации.Страх выполняет предохранительную функцию, поэтому отсутствие или недостаток информации о ситуации или объекте может привести к прогнозу опасного развития событий и вызвать переживание страха, стимулирующее либо избегание, либо осторожность. Не случайно слова «страх» и «страховка» однокоренные, поскольку в данном случае страх предохраняет человека от возможных негативных последствий в информационно неопределенной ситуации. Например, когда человек заходит в темное незнакомое помещение. Это же справедливо и в случае неадекватности располагаемой информации, т.е. когда происходящие события не соответствуют имеющимся представлениям. Не соответствие информации о действительности самой действительности приводит к когнитивному диссонансу, который также может вызывать страх.

       Но человек боится не только того, чего не знает, зачастую он боится того, что очень хорошо знает, если знание «говорит» ему о том, что этого нужно бояться. Если ребенка  наказали ремнем, ребенок будет бояться такого наказания именно в силу знания последствий его применения. Таким образом, знание или незнание может вызвать страх, если оно ведет к прогнозу опасного развития ситуации.

    Возникновение страха может быть вызвано и особой когнитивной обработкой информации, причем относительно независимо от информации «на входе», т.е. от специфики стимулу.Закономерностям влияния процессов обработки информации на психические явления в когнитивной психологии отводиться центральная роль. Значение этих процессов в возникновении эмоций иллюстрирует в своей формуле «АВС» американский психолог и когнитивный терапевт, автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберт Эллис (Рис.1).

 

А    >       В       >    С

       
       

  

Рис. 1 Схема появления эмоций по А.Эллису

 

Аэто активизирующее событие (activating event), ситуация, внешний толчок  или стимул.

В - когниции, убеждения (beliefs), установки.

С - эмоции и поведение, являющиеся последствиями (consequences) воздействия А.

     

       Формула Эллиса подчеркивает, что эмоции не вызываются  непосредственно внешним стимулом (А), а являются результатом обработки информации (В). Другими словами, наше переживание ситуации зависит не столько от нее самой, сколько от наших представлений о ней, мыслей, образов, интерпретаций и выводов, которые мы делаем относительно ее.  [4]

      Так, если пассажир во время полета на самолете услышит громкий звук, то у него не сразу возникает страх, а только после соответствующей когнитивной обработки этой информации, например, если он проинтерпретировал ее как свидетельство возникшей неисправности, угрожающей безопасности полета и, соответственно, его жизни.  Этот же звук летчик может проинтерпретировать как абсолютно нормальный, штатный сигнал, свидетельствующий, например, о выпуске шасси, что естественно у него не вызывает страха.  

       В когнитивной психологии выделяют такие структуры обработки информации как произвольные и автоматические мысли, убеждения (установки), схемы и др. [4]  Для управления страхом  важный нюанс заключается в том, что обработка информации может осуществляться на бессознательном уровне и не контролироваться сознанием. Человек, не осознающий процесс когнитивной обработки информации, абсолютно уверен в том, что возникший у него страх, напрямую связан с воздействующим на него стимулом. 

         С когнитивной точки зрения для понимания закономерностей динамики страха важно не только влияние когнитивных процессов на появление страха, но и обратное влияние страха на течение когнитивных процессов. Известно, что при страхе затормаживается и сужается восприятие, замедляется и становится более ригидным мышление, ухудшается память, сужается объем внимания, нарушается коор­динация движений, наблюдается общая скованность. [3] Сильный страх может полностью заблокировать возможность когнитивной обработки информации и произвольного управления поведением.

     Последствия такого влияния имеют большое значение не только с точки зрения негативного влияния на деятельность, но и в связи с тем, что могут приводить к стремительному прогрессирующему усилению страха и снижению контроля над ним вплоть до наступления состояния аффекта. Эту закономерность  можно назвать  «Когнитивно-аффективная спираль страха».  Ее смысл заключается в том, что вызванный когнитивными процессами страх, сам так изменяет их, что это приводит к его усиление, в результате которого происходят еще большие изменения когнитивных процессов, ведущие к еще большему усилению страха. 

         Так, переживание страха вызывает сужение и фиксацию внимания на стимуле, вызвавшем страх. Это ведет к обостренному восприятию элементов стимула, «подтверждающим» страх, а также либо к игнорированию факторов, «опровергающих» страх, либо к неспособности их дифференцировать по степени угрозы. Страх также стимулирует воображение, которое создает образы соответствующие характеру переживаемого страха и, в свою очередь, усиливающие его. При значительном усилении страха снижается, а в некоторых случаях может теряться способность дифференцировать образы восприятия и воображения. В предельных случаях, например, в состоянии аффекта или при временных психических нарушениях, это может приводить к принятию за реальность продуктов воображения, вызванных страхом. Такие изменения внимания, восприятия и воображения, а также подобные изменения других когнитивных процессов, усиливают страх, в результате чего когнитивно-аффективная спираль переходит на новый виток.

     В экстремальных ситуациях, например в боевой обстановке, именно раскручивание такой спирали может приводить к крайне опасной нарастающей последовательности психических состояний: тревога -  страх – ужас – паника.

         В результате обобщения рассмотренных когнитивных составляющих возникновения страха можно сделать следующие выводы:

  1. Возникновение страха может быть связано с отсутствием/недостатком информации о ситуации или с наличием такой информации, которая приводит к прогнозу ее опасного развития.   
  2. Возникновение страха, относительно независимо от воздействующего стимула, может быть связано с особой когнитивной обработкой полученной информации,  результатом которой становиться вывод об угрозе.
  3. Развитие страха может осуществляться по когнитивно-аффективной спирали, когда его усиление происходит в результате последовательного нарастающего взаимовлияния страха и когнитивных процессов.

    На основе данных выводов можно сформулировать общие когнитивные направления преодоления и профилактики страха.

        Исходя из 1-го вывода следует, что для профилактики появления страха и снижения его интенсивности в какой-либо ситуации необходимо предоставить человеку как можно более полную и разнообразную информацию  о ней. Эта идея достаточно очевидна и не только с позиций когнитивной психологии, но и физиологии. Как отмечал И.П.Павлов, главная реакция пассивно-оборонительного рефлекса имеется не на силу, а на новизну раздражителя. Известный военный психолог П.А.Корчемный считает, что эта зависимость является основой психологической подготовки к бою.   Другими словами, в ходе повседневной учебно-боевой подготовки необходимо до минимума сократить все то новое, неизвестное, с чем человек может встретиться в бою [1]. 

 С точки зрения когнитивных закономерностей возникновения страха важно подчеркнуть, что предоставляемая информация должна не только позволить сформировать разностороннее и полное знание ситуации, но и обеспечить возможность позитивного прогноза ее развития. С этой же целью, по возможности, необходимо оградить человека от негативной информации, провоцирующей прогноз опасного развития  событий и обратить особое внимание на информационную представленность наиболее «угрожающих» элементов ситуации. Такие элементы могут быть как «угрожающе универсальны», т.е. вызывать страх у большей части людей или определенных категорий, например, факторы боя для «необстрелянных» солдата, так и «угрожающе индивидуальны», т.е. вызывать страх только у конкретного человека. В последнем случае важно предварительно проанализировать индивидуальную информационную картину ситуации и специфику эмоциональных переживаний, связанных с ее отдельными элементам.

 В соответствии со 2-м выводом для профилактики и преодоления страха необходимо чтобы между «угрожающим» стимулом и эмоциональной реакцией осуществлялась такая когнитивная обработка информации, которая не ведет к выводу о неотвратимой крайней опасности. Это обеспечивается формированием соответствующих устойчивых когнитивных структур, в частности произвольных и автоматических мыслей, убеждений и схем. Используя формулу Эллиса можно сказать, что для определенных «С» нужно сформировать такое «В», которое исключает возникновение дезорганизующего или астенического страха.

       Из 3-го вывода следует, что предотвратить развитие страха и сохранить контроль над ним можно «разорвав» когнитивно-аффективную спираль, т.е. исключив последовательное прогрессирующее взаимовлияния страха и когнитивных процессов. Это достигается сохранением активности и работоспособности когнитивных процессов даже при сильном внезапно возникшем страхе. С этой целью необходимо формировать способность произвольного управления когнитивными процессами и применять отдельные, в том числе и самые простые, приемы.

       Произвольное управление, прежде всего, связано с развитием воли, которая благодаря своей побудительной и тормозной функции имеет  большое значение для управления эмоциями. Не случайно, рассматривая структуру психики, в качестве ее элемента зачастую выделяют эмоционально-волевую сферу, подчеркивая тем самым тесную взаимосвязь между эмоциями и волей субъекта в процессе регуляции поведения [5]. С помощью воли можно затормозить когнитивный процесс, ведущий к выводу об угрозе и активировать процесс, обеспечивающий вероятность благоприятного прогноза развития событий. Пример одного из простых, но достаточно действенный приемов описывает Герой России летчик-истребитель Сергей Соколов. Соколов был сбит во время боевых действий в Афганистане, выстоял в неравном бою на земле и после многочисленных ранений и сложнейших операций снова вернулся в небо. Он вспоминает, что когда после его приземления на парашюте из ближайшего кишлака к нему стали выбегать вооруженные люди, чтобы как-то успокоиться он их начал считать.

      Сохранение активности когнитивных процессов имеет значение не только с точки зрения предотвращения нарастания  страха, но и с точки зрения сохранения эффективности произвольной деятельности, что важно для решения профессиональных задач в экстремальных условиях. В этих целях в процессе подготовки некоторых спецподразделений во время физически и психологически сложных тренировок иногда включают интеллектуальные задания.     

       Таким образом, с когнитивной точки зрения возникновение страха при воздействии стимула связано с характером и степенью полноты располагаемой информацией о нем и ее специфической когнитивной обработкой, результатом которой становиться вывод об угрозе. Усиление страха может осуществляться по когнитивно-аффективной спирали, основанной на нарастающем взаимовлиянии страха и когнитивных процессов. Когнитивные закономерности появления и динамики страха определяют основные направления его профилактики и преодоления. Общий смысл данных направлений заключается в том, что в психике формируются такие когнитивные процессы и структуры, которые исключают либо появление, либо прогрессирующую динамику страха при воздействии «угрожающих» стимулов. 

 

Литература:

  1. Военная психология: методология, теория, практика: учебно-метод. пособие / П.А. Корчемный [и др.]. - М.: Воениздат, 2010.
  2. Изард К.Э. Психология эмоций. СПБ.: Питер, 2003.
  3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
  4. Мак Маллин Р.Практикум по когнитивной терапии СПб.: Речь, 2001. 
  5. Назаров О.В. Психика как объект информационно-психологического воздействия // Научный сборник. М.: ВАГШ, 2007.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004.
  7. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2011. 

Ссылка на источник (PDF)

Наверх